Статья: Современна ли комедия АС Грибоедова Горе от ума
Современна ли комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...
А.С.Грибоедов
Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные назва-
ния гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова
как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заг-
лавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких назва-
ний, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли
более десятка. Грибоедовская комедия — одно из них.
Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из нео-
кончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и
вот — Отмечаем! Фамусовы — в ложах, Скалозубам досталось в генералы,
Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения «Женщин
России», Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи
кто ?...
Нет пьесы живее и современнее, чем «Горе от ума». Так было, так
есть, так будет.
Истинно великое произведение, каким является «Горе от ума», соп-
ротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был
кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декаб-
ризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осозна-
ем некоторые трагические особенности российской общественной жизни,
особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в
отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что «Горе
от ума» — это не «черно-белая» сатира на общественный строй, как учили
в школе. Писателя занимали не «строй», не «система», а социальная пси-
хология. А она вовсе не «черно-белая». Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий
зачастую говорят об одном и том же. «А все Кузнецкий мост, и вечные
французы !...» — ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, «чтоб умный,
бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев.» Оба они бе-
зусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разде-
ляет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и
«мильон терзаний». А «строй», «система» — что ж, они могут меняться,
но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб — вечны. И Чацкий вечен.
Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Са-
харов. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же:
Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая,
что в «Горе от ума» один умный человек — сам Грибоедов, а Чацкий -
добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий
с его голоса умные речи — перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховски-
ми? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Пе-
ред теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание.
Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Саха-
ров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они
русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего вре-
мени.
Неисчерпаемость «Горе от ума» открывается в недопонятом Чацком и
неразгаданном Репетилове...
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...
Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется,
и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на
время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокруша-
лись бы так единодушно: «Ужасный век! Не знаешь, что начать..,» — го-
ворит Фамусов. И Герцог вторит ему: «Ужасный век, ужасные сердца !»
Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по
принадлежности: наше оно или не наше.
Сюжетную основу «Горе от ума» составляет конфликт молодого дворя-
нина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События
разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение
дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки,
дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав
то новое, что зарождалось в его пределах.
Чацкий — человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спо-
рах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво
мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с
ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, проти-
вопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у
которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: «угождать
всем людям без изъятья.» Молчалин — «низкопоклонник и делец», как ха-
рактеризует его Чацкий.
Фамусов — высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга кос-
тей, тупой солдафон Скалозуб — вот те люди, которых встречает Чацкий.
Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополу-
чии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он
уважает и считает «умным и бодрым». В то же время он презирает угодни-
чество, карьеризм. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно.»
Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы ?
Не эти ли, грабительством богаты ?
Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли
комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в от-
дельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой,
он заслуживал свободы и счастья.
Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет
своей комедией «Горе от ума» в нас. Он возвращается к нам, как свет
счастья.