Контрольная работа: Гениальность у мужчин и женщин

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет психологии

заочное отделение, ПП-023.

Красногир Ксении Валерьевны

Гениальность у мужчин и женщин

Контрольная работа

по курсу «Дифференциальная психология»

Преподаватель: Василец Т. В.

Минск 2007

Оглавление

Стр.

Введение…………………………………………………………………………3

1.Теории возникновения и формирования гениальности…………………….4

1.1.Гениальность, как психическое расстройство………………………..4

1.2.Гениальность и наследственность…………………………………….5

1.3.Гениальность как дар…………………………………………………..6

2.Характеристика гениальной личности……………………………………….7

3.Гениальность у женщин……………………………………………………...11

Заключение …………………………………………………………………….13

Список используемых источников…………………………………………….14

Введение.

Темой контрольной работы является гениальность у мужчин и женщин.

Есть проблемы, которые всегда волновали человечество. Загадка гения, неразрешимая из-за своей неясности и противоречивости высказываемых мнений, — одна из них. Это такая “вечная проблема”, относительно которой очень много сказано, но мало понято. Проблема гения не является неким частным парадоксом, объяснение которого имело бы лишь академический смысл; она находится в самом средоточии культуры и науки, а возможно — и цивилизации. Гений всегда будет интересен тем, что решал обычные и сложные задачи, частные и общечеловеческие лучше, мудрее, результативнее; что он часто опережал эпоху, первым постигал сущность изменений и предвидел их раз­витие. Этим опыт гениев бесценен, их творчество поучительно для всех. Оно непреходяще. «Воспоминания о ве­ликих людях так же полезны, как их присутствие», — говорил еще Сенека. Сложность гениальной личности не вызывает сомнений.

В возникновении этого феномена определённую роль играют не только биопсихологические факторы личности, такие как: высочайшая одарённость, необыкновенные способности, энергия и упорство, владение разносторонними механизмами творческого процесса, но также социологические предпосылки и творческое начало.

Большое количество психологов и учёных изучают данный феномен и существуют разные версии по поводу доминирования той или иной составной. В связи с этим не сформулировано до сих пор с окончательной достоверностью и определение гения.

При анализе каждый исследователь видит лишь какие-то его отдельные свойства и качества. Отсюда возникает множество различных подходов в формулировке самого понятия:

— “исторический продукт общества”;

— гений — это слава;

— гений — это безумие;

— гений — это “высший талант” и т.д.

В данной контрольной работе я буду опираться на книгу Н.В.Гончаренко «Гений в искусстве и науке», в которой он рассматривает целый ряд ключевых вопросов по теме гениальности. Может ли человек превзойти самого себя и стать гением? Что изначально дано человеку? Можно ли подходить к гению с привычными мерками: измерение и объяснение? Существует ли объективная характеристика гениальности? и. другие. В работе я постараюсь отразить самые важные аспекты данных вопросов.

1.Теории возникновения и формирования гениальности.

1.1.Гениальность, как психическое расстройство.

У проблемы гениальности есть своя история. Изначально существовало предположение о связи гения с психическими расстройствами; сторонники этого подхода известны ещё с античных времён и самым блестящим именем среди них является имя итальянского учёного Цезаря Ломброзо. Многие авторы, в своих трудах касаясь этого вопроса, выражают своё критическое отношение. Безусловно, психическое состояние или невроз могут “разбудить” гениальное творчество, могут окрасить творческий процесс, чему есть масса примеров, но может ли психическое нарушение усилить гениальность, превратив талант в гения?

Можно предположить, что психическая аномальность у гения — всего лишь “побочный продукт” его мощной духовной деятельности. Русский психиатр Н. Н. Баженов писал: “Из фабрики человеческих душ может быть, до сих пор не вышло ни одного инструмента без изъяна, безукоризненного по гармонии всего психического склада, а выходили только более или менее удачные приближения к некоторому идеальному будущему типу. Этим, может быть, и объясняются те психологические особенности, те низменные черты, которые встречаются в биографиях даже величайших людей”.[2.c36]

Чем своеобразнее творчество, тем неповторимее должна быть психологическая структура личности гения. Это своеобразие может достигать степени психопатологических расстройств (сверхценные идеи, бредоподобное мышление, нарушение восприятия, аффективные колебания и т.п.). Исследование таких видов изменения психического функционирования помогли бы лучшему пониманию творческого процесса: известны многочисленные примеры гипермнезии у гениев. Наблюдается также чёткая связь между врождённой особенностью памяти и последующей творческой деятельностью: зрительная память — у живописцев, музыкальная (слуховая) — у композиторов и т.п.

Для того чтобы установить взаимосвязь между психическим здоровьем и гениальными достижениями, современный американский психолог Д. Саймонтон (Калифорнийский ун-т) считает необходимым “проведение большого историко-метрического исследования”. По его данным, учитывающим биографические статьи объёмом 7 тысяч и более знаков, лиц умерших до 1911 года, показатель распространённости психических нарушений по третьему изданию Большой Советской Энциклопедии достигает 86% (А. В. Шувалов, 1992).

Издавна отмечалась взаимосвязь между болезнью и самыми глубокими человеческими возможностями, между страданиями и мудростью, творчеством и патологией.

1.2.Гениальность и наследственность.

Но существует целый ряд психологов, которые отрицают связь между феноменом гениальности и психическими расстройствами. Они придерживаются мнения о взаимосвязи гениальности и фактора наследственности. В истории известны многочисленные случаи, как подтверждающие унаследование гениальных качеств, так и отрицающие этот факт. А статистика свидетельствует о следующем:

1) свыше 70% высокоталантливых людей происходило из средних в духовном и интеллектуальном отношении слоёв населения;

2) многие гениальные люди оставались холостыми, прерывая тем самым (если она существует) наследственность гения;

3) семейная жизнь гениальных личностей часто складывалась очень несчастливо, и в супружестве они были чаще бесплодны, чем в среднем население;

4) семьи гениев вымирали довольно быстро, причём в основном по мужской линии; если же у них появлялись дети, то чаще всего это были малозаметные и малоизвестные (нередко — психически аномальные) люди.

С другой стороны современные близнецовые методы исследования подтверждают существование наследственности на примере десятков видов дарований. Об этом же свидетельствует и наличие в одной родословной, охватывающей едва ли тысячу человек, людей такой величины, как Л. Н. Толстой, Пушкин, Веневитинов, Тютчев, Чаадаев, семья Бестужевых, философ Леонтьев, А. Н. Толстой и др. Можно привести немало примеров и конкретных семей, где наследование определённого таланта шло по прямой линии:

— композиторы: Амати, Бах, Беллини, Дюссек, Мендельсон, Мейербер, Моцарт;

— художники: Беллини, Рафаэль, Тинторетто, Теньер, Ван-Дейк;

— поэты: Кольридж, Корнель, Тассо, Эсхил;

— учёные Аристотель, Бэкон, Бернулли, Галилей, Гершель, Дарвин, Лейбниц, Эйлер. (Т. Рибо, 1884).

Выдающийся немецкий психолог Э. Кречмер считал, что “настоящий гений появляется как единичный, не передающийся по наследству феномен” в отличие от одарённости, которая может “постоянно укрепляться наследственностью” В настоящее время преобладает мнение, что потенциальные гении рождаются 1 на 100 000 населения и распределяются случайно вне зависимости от численности конкретных народов. Другой вопрос – возможность проявления своей гениальности (здесь доминируют социальные, а не генетические механизмы).

И всё-таки объяснить появление гения наследственностью не всегда представляется возможным, т.к. в абсолютном большинстве случаев никто из его прямых предков не проявлял аналогичных способностей.

1.3.Гениальность как дар…

Наряду с основными, вышеописанными теориями существует ещё одна точка зрения на происхождение гениальности. Она не имеет под собой никакой достоверной научной основы, но некоторые исследователи, всё — таки, отмечают вероятность её существования. Известно, что научный подход не обязательно и не всегда приближает нас к более точному пониманию реальности, а самые успешные научные изыскания редко следовали рациональному методу. Тезис о том, что наука может успешно свести все психические проявления человека к физическим и химическим понятиям, измеряемым в пространстве и во времени, расценивается некоторыми учёными как “опасность современной цивилизации и важнейшая методологическая ошибка”. (Д. Е. Мелехов, 1991).

Таким образом, возникает вопрос: является ли сознание гения только продуктом человеческого мозга? А какие открываются новые подходы к гениальному творчеству, если мы приоткроем дверцу в область многомерного сознания? Может быть, именно в гениальном творчестве проявляется богоподобная сущность человека? И только через него человек может достигнуть бессмертия в своём творении?..

Безусловно, существует некая иррациональная сила, заставляющая некоторых людей всецело отдаваться творчеству часто с ущербом для своего собственного благополучия. Самоописания и автобиографии гениев позволяют предположить, что многие в процессе творчества ощущали себя лишь зрителями, восприемниками, передатчиками результатов нисходящих на них вдохновений. Гюстав Флобер так и называл художника — “орган Бога”.

Известно, что творцы порой неспособны, осознать своё собственное создание. Художник часто не ведает, что творит.

“Иногда, — пишет французский психолог Г. Доли, — даже сам великий человек, взирая на горизонты, которые открывает перед ним его же собственная идея, повергается в изумление и восхищение перед нею и полагает, что она снизошла к нему свыше, от какой-то незримой, верховной силы”.

О религиозной природе творчества Н. А. Бердяев говорит: “Человек не сам виновник своего дара и своего гения. Он получил его от Бога… Поэтому гений чувствует, что он действует как бы не сам, что он одержим Богом, что он есть орудие Божьих свершений и предназначений”.

И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллингу принадлежит идея бессознательного интеллекта, предшествующего сознанию. В самом деле, на основании какой очевидности и в какое сознание могли придти идеи искривления пространства, квантования времени или исчезновения и времени и пространства в “чёрной дыре”? Самые замечательные гениальные идеи сначала почему-то открываются, а уж затем начинают обосновываться, доказываться, подтверждаться. Ясно, что здесь речь не может идти о разумном постижении истины.

Ознакомление с литературой по психологии творчества показывает, что такие прозрения часто подготовлены необычными состояниями сознания и возникают из “трансперсональных источников”. В одном случае окончательное решение проблемы приходит внезапно – или во сне, или во время болезненных галлюцинаций. (Примерами могут служить: учёные Август фон Кекуле и Отто Леви, Д. И. Менделеев, Вернер Гейзенберг.) Во втором случае гениальная догадка приходит в голову по внезапному вдохновению, как считают, “из трансперсональной области” задолго до того, как общество, а часто и сам автор идеи способен её оценить. Иной раз требуются десятилетия, а то и века, чтобы создались условия для её принятия.

Как мы видим, в этой главе представлены несколько основных теорий возникновения и формирования гениальности. Но пока ни одна область научных знаний не может дать точный и однозначный ответ на этот вопрос. Поэтому гениальность рассматривается как влияния совокупности факторов на личность.

2.Характеристика гениальной личности.

Пока идет спор – какова природа гения — количество работ о гениях и гениальности продолжает расти. Если взять литературу о гении только за последние десять лет (список подобран компьютерной установкой библиотеки американского конгресса в Вашингтоне) без статей в научных журналах, она включает пятьдесят девять монографий на главных европейских языках.

На Земле только 0,5 % людей — гении; 45 % — посредственности, поэтому в мире царит посредственность. В целом же среди населения всей нашей планеты — 20 миллионов гениев. Они могут спасти 4 миллиарда людей Земли. Но для этого их надо отобрать посредством научных тестов, а потом избрать из их числа демо­кратическим путем мировое правительство. Ворийон определил даже место пребывания этого правительства — Женева — и приготовил текст вывески на здании: «Место пребывания мирового правительства гениократии: мозг мира». Избранное правительство пребывает у власти от 3 до 7 лет.[1.c19]

В определениях гения, содержащихся в различных энциклопедиях и словарях, в научных исследованиях преобладают эпитеты превосходства. Которые характеризуют высшую меру определенных качеств — «исключительный», «феноменальный», «необычный», «предельный», — касающихся интеллектуальной мощи, поэтического дара, научных или других способностей, музыкального таланта, творческой силы вообще и т. п.

Однако Н. В. Гончаренко отмечает, что характеристика гения как высшего (предельного) развития интеллекта (ненормального избытка интеллекта, по Шопенгауэру), несомненно, односторонняя. Гений не просто сверхчувствительный человек, своеобразный экстрасенс в сфере творчества. У него многое идет не от «сверх», не от избытка чувств и чрезмерных способностей. Это чаще всего просто приписываемые ему качества.

Если бы в гении мы видели только необычное, неординарное, то есть всякого рода «супер», то тогда эстетическая категория возвышенного была бы, кажется, наиболее подходящей для выражения сущности гениальности. Однако ее с успехом можно сочетать и с категориями прекрасного, героического и, нередко, трагического.[1.c24]

Недостатками количественного подхода страдают и взгляды на гения как на своеобразный сгусток многих индивидуальностей и способностей слитых воедино. Ошибочность представлений о гении как о человеке, вобравшем и воплотившем в себе творческие черты мно­жества людей, косвенно доказывают многие факты. Например, когда целый коллектив способных людей не может заменить гения.

Попытки раскрыть сущность гениальной личности при помощи ряда критериев предпринимались многими психологами. В научной литературе содержится обширный набор свойств, особенностей и черт, характеризующих гениальность. Но так как количественные показатели, описывающие просто превосходство гения в чём-то, не раскрывают, по крайней мере, во всей полноте, сущности этого понятия, так как они могут быть свойственны как талантам, так и просто хорошо подготовленным специалистам, поэтому более правильными являются качественные характеристики, включающие и ряд количественных.

Так американец Р. Элберт выделил ряд черт, которые должны быть присущи гениям:

1. Продуктивность, выполнение большого объёма работы длительное время (например, 119 публикаций Дарвина, 248 – Эйнштейна, 30 книг Пуанкаре).

2. Наличие в их творчестве взаимосвязанных проблем и большого числа идей, вытекающих из них. Такие труды способны оказывать ощутимое влияние на людей и обладают высоким индексом цитирования.

3. Долговечность трудов. Их значение сохраняется на длительное время, и поэтому они неизбежно получают признание.

4. Работы гениев всегда находят сторонников и порождают последователей. По мнению Элберта гениальные работы всегда связаны корнями с прошлым опытом науки.

Характеристика гения Элбертом – одна из лучших и полных в западной литературе. Одно из её достоинств в том, что он пытается постичь природу гениальности через содержание того, что создал обладающий ею. Он выдвинул «операционное» определение гения: «Человек, который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет».[1.c 26]

Существует множество других исследований, которые также выделяют качества определяющие гениальность. Так Э. Торранс и Л. Холл составили свой список особенностей гениев:

1. «Способность творить чудеса», где чудеса — это действия, не противоречащие законам природы, но выходящие за рамки обычных;

2. Высокая степень эмпатии;

3. Ореол исключительности. Его носители способны «вдохновлять и внушать веру в свои силы всем, кто с ними общается. Эта способность связана с умением сопереживать, с интуицией, дружелюбием и оптимизмом»;

4. Способность разрешать конфликты, особенно в тех си­туациях, когда они «не имеют логического решения». Обладание этой способностью,- возможно, связано с тем, что высокоодаренные, творческие личности соединяют в себе множество прямо противоположных черт: «Они более мужественны и в то же время более информированы, более конформны, в то же время более нонконформны, более автономны и более зависимы, более серьезны и больше склонны к игре, более робки и более бесстрашны, больше уверены в себе и больше склонны к сомнениям в своих силах, более восприимчивы и более самостоятельны по сравнению с менее творческими коллегами. Они интегрируют эти полярные противоположности в своем мышлении и потому обладают необъяснимой способностью решать проблемы, которые, казалось бы, не поддаются логически разумному разрешению»;[1.c26]

5. Наличие чувства грядущего, свя­занное с их богатой фантазией и интуицией;

6. Способность к трансцендентальной медитации.

В тоже время ещё один американский психолог К. Тэйлор указывает на такие черты высокоодаренной личности как: стремление всегда быть на переднем крае; независимость и самостоятельность; склонность к риску; активность; любознательность; неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующим (методами, традициями), что вызывает неудовольствие окружающих; не просто отрицание, а стремление изменить существующее; нестандартность мышления; готовность принимать решения; дар общения; талант предвидения.[1.c28]

Набор типичных особенностей гениальной личности, вроде приведенных, обычно делался на основе изуче­ния черт множества выдающихся ученых, художников, политических деятелей, гениальность которых считается общепризнанной. Но иногда модель гения конструирова­лась на основе описания и исследования особенностей одной великой личности.

Такую попытку сделал Дж. Холтон, изучив материалы о личности и деятельности Эйнштейна и его труды. Он формулирует 5 особенностей гениального ученого:

1) глубина постижения научных проблем;

2) необыкновенная ясность мысли, проявлявшаяся в четкости постановки научных проблем и в простоте «мысленных экспериментов»;

3) феноменальное умение уловить почти незаметные значимые сигналы на фоне «шума» в любой экспериментальной ситуации;

4) настойчивость, энергия, полная самоотдача и абсолютная вовлеченность в излюбленную область науки;

5) умение создать вокруг себя своеобразную атмосферу, которую трудно описать.

Всех достоинств, признаков, особенностей, которые на­ходили исследователи в гениях, не возможно перечесть. Однако среди них можно выделить те, на которые чаще всего указывали исследователи. Установление устойчивого и повторяющегося, как известно, один из надежных путей, ведущих к обнаружению сущности, закономерности. Заслуживает внимания и такое обстоятельство: в течение времени в зависимости от различных факторов — престижа той или другой деятельности, того, какие способности человека ценились, прежде всего, а также степени познания самого человека и т. д. — на первый план выдвигались различные черты гениальной личности.

В начале XX столетия чаще всего указывали на такие способности гениальности как универ­сальность и разносторонность. В XX веке, когда в работах о гениальности стали доминировать проблемы исследова­ния творчества великих ученых, стали чаще подчеркиваться, кроме указанных, и такие способности: стремление к открытию и познанию нового или к усовер­шенствованию существующего; нестандартность, ориги­нальность мышления; дар предвидения, ориентация на будущее: неутомимость в поисках, энергия, трудолюбие, настойчивость в достижении успеха; инициативность и стремление к доминированию, способности принимать решения; стремле­ние к независимости и самостоятельности, «непослушание» в суждениях и поведении.

Все указанные черты, взятые вместе, характеризуют собирательный образ гения, но вряд ли мы найдём много ве­ликих людей, которые бы обладали всем этим набором характеристик. Кроме того, эти особенности, развиты не одинаково, — комбинация их всегда индивидуально-неповторима, и проявляются они по-разному. Если же учесть сложнейшую психологическую структуру гениальной личности, то способствующей прояв­лению этих черт, то, наоборот, подавляющей их, — станет ясно, насколько трудно составить общую модель гения.

Таким образом, сущность гения в области науки и искусства можно определить как органическое слияние высочайшего интеллекта, способного к глубокому постижению истины, волевой целеустремленности и интуитивной проницательности и богатства чувств (прежде всего чувства нового), проявившихся в высокопродуктивном творчестве, результатом которого являются вершинные научные и художественные достижения гуманистического содержания, ставшие этапом в прогрессе человеческой культуры.[1.c3]

3.Гениальность у женщин.

Все сказанное о гениях верно как по отношению к мужчинам, так и по отношению к женщинам.

Но к сожалению доказанное в теории не везде стало фактом реальной жизни. Учитывая, ситуацию прошлого времени, когда основную роль в науке и политике играли только мужчины, а женщинам предписывалась роль хранительницы домашнего очага, а также ряда традиций и многих религиозных особенностей культуры, где их тысячелетиями не допускали на мужскую половину — и в клубе, в обществе, даже в доме. Всю силу фантазии, умения и искусства они должны были использовать на слишком узком поле деятельности — в кулинарии, в изготовлении одежды, в поддержании чистоты жилища, в уходе за мужем и детьми. Смысл жизни женщины — мужчина, он ее судьба, все ее запросы должны замыкаться на том, чтобы обеспечить ему максимум удобств независимо от того, оба ли они свободны или лишены свободы, и вырастить детей. Эта непререкаемая догма утвердилась со времен патриархата.

Никто с такой страстью не возносил женщину до небес, не осыпал похвалами ее тонкий вкус, глубину чувств и разнообразие ее способностей, как мужчины. Но никто и не сделал больше, чем мужчины, чтобы не дать этим способностям проявиться. И хотя социальные условия не у всех классов были неблагоприятны, однако почти никогда женщины не имели равенства с мужчиной. Даже социальная эмансипация женщины не стала эмансипацией для мужской психологии, не устранила тысячелетиями складывающихся традиций, груз которых несла и во многом еще продолжает нести женщина.

В начале XX столетия общее настроение относительно способностей женщин высказывал Макс Нордау в книге «Психо-физиология гения и таланта»: «…женщины есть не личность, а вид, она пассивная воспроизводительница видовых черт. Женщины гораздо однообразнее мужчин; между прачкой и принцессой разницы почти нет. Женщину влечет банальное. Разумеется, есть и женщины, которых можно назвать оригинальными, но хотите принять совет, берегитесь оригинальных женщин!» [3. c61]

Правда, в некоторых трудах о гениальности, написанных уже ближе к нашему времени, содержались поблажки для женщин. Так, в труде А.Реймбаера «История развития талантов и гениев» говорится, что существовали гениальные царицы и королевы – у них больше чем у мужчин было развито чувство целого. Автор также допускал, что в живописи женщины достигают виртуозности в форме, но затрудняются в постижении сущности. Они лучше изображают детей и женщин, хуже – мужчин.

В мировой литературе о гениях лишь иногда можно было встретить адекватную оценку способностей женщин. Но мир изменился, изменилось и отношение к женщине. Они были допущены на поприще общественной деятельности, в сферу искусства и науки. В некоторых странах женщины обрели социальный статус равенства с мужчинами. По-другому стали проходить и исследования психологов по вопросам достижений женщины. Женский талант наиболее полно выразился в медицине и образовании. Исследования Л. Саймон показали, что 5 000 женщин – докторов философии, работающих в области социальных и гуманитарных наук, по числу публикаций столь же продуктивны, как и мужчины. Американские психологи Л. Гайер и Л. Фиделл пришли к выводу, что утверждение «женщина вообще менее продуктивна, чем мужчина», в сфере научных исследований не состоятельна.

Ряд исследований в психологии Айзенка показали, что женщины несколько превосходят мужчин в способности к запоминанию, а также по словесным способностям. Они быстрее овладевают практической грамматикой языка, раньше начинают говорить, их словарный запас богаче. Его вывод об общем интеллекте и общей умственной одаренности совершенно определенный: нет никаких оснований говорить о превосходстве того или иного пола.

Заключение.

В данной контрольной работе я попробовала выделить и описать главные моменты обширного исследования. Как пишет в своей статье Гончаренко: «Гении вполне нормальные люди со здоровой психикой. Ненормальным у них часто бывает образ жизни, некоторые поступки, трудно объяснимые с точки зрения обычных представлений, и, конечно, их „безумные идеи“ или замыслы, обгоняющие век, пугающие размахом, новизной и непохожестью на до сих пор существовавшее. Поль де Крюи пишет о Пастере, что он „проделывал самые дикие и сумасшедшие опыты — опыты, какие могут прийти в голову только помешанному человеку, но в случае удачи превращают помешанного в гения“.

Список используемых источников:

1. Гончаренко Н.В.: Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. – 432с.

2. Бердяев Н.А.: Смысл творчества. — М., 1989. — С. 393-395.

3. Нордау М.: Психо-физиология гения и таланта. Киев-Харьков, 1898.

еще рефераты
Еще работы по психологие