Статья: Политический плюрализм и общественные объединения в России

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Политический плюрализм……………………………………………………………..4

1.1 Понятие и признаки политического плюрализма………………………………………….4

1.2 Принцип политического плюрализма в государственном праве Российской Федерации………………………………………………………………………………………..8

1.3 Многопартийность в РФ…………………………………………………………………...12

Глава 2. Конституционно-правовой статус общественных объединений ………………....17

2.1 История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации…………………………………………………………………………………..17

2.2 Конституционно-правовой статус общественных объединений в РФ………………….19

Заключение……………………………………………………………………………………...23

Список использованной литературы……………………………………………………….....26

Введение

На данном этапе развития государственно-правовых отношений Российская Федерация переживает период радикальных реформ почти во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Современное реформирование государственно-правовой систем России актуализировало повышенное внимание законодателя, учёных – юристов, практиков к проблемам государственно-правового строительства. Одной из таких проблем следует признать проблему политического плюрализма в государственном праве Российской Федерации.

Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.

Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.

На сегодня в Российской Федерации зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений, с помощью которых граждане, выражают и осуществляют свои законные интересы: политические, экономические, хозяйственные, культурные и иные.

Основа правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее ст. 13 и 30).

Более развернутая правовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе «Об общественных объединениях», также существуют специальные законы об отдельных видах общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; «О политических партиях РФ» от 11 июля 2001г. и другие.

Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало сложностей, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Исследование правового регламентирования общественных объединений в свете последних потрясших Россию лет преобразований является наиболее важным и актуальным.

Глава 1 Политический плюрализм

1.1 Понятия и признаки политического плюрализма

Наша жизнь стремительно меняется. Изменяются и наши взгляды. Долгие годы привычным было утверждение о громадной и всеобъемлющей роли государства, которое как бы заполняло своей деятельностью все клетки, ячейки общества, да и жизнь граждан. Общество рассматривалось, как государственно-организованное, и оно как будто и не имело собственных контуров. Объём “негосударственного” был невелик и считался малозначительным. Государство было господином судьбы, а общество — подвижным фоном его существования.

Носителем государственной власти в нашей стране выступала Коммунистическая партия, полностью контролирующая общественную идеологию и политические процессы, подавляющая любые проявления инакомыслия, уклонения от участия в строительстве социализма.

Сужение общественной жизнедеятельности, узурпация государством всего и вся неминуемо стали приводить к застойным, а то и кризисным явлениям экономического и политического характера, признакам паралича общественной мысли и действия.

Теперь в нашей стране взят курс на построение демократического правового государства.[1] Это декларируется статьёй первой Конституции Российской Федерации. Но настоящая демократия невозможна в условиях существования только одной партии. Это подразумевает собой однобокость, узость общественной идеологии, невозможность плюрализма мнений. Именно поэтому в России признаётся идеологическое и политическое многообразие — многопартийность (ст. 13 Конституции).

Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы. ”Ни один большой народ, — писал Ю.С. Гамбаров, автор одной из первых в России монографий о политических партиях, — никогда не управлялся и не мог управляться сам собой. На деле все демократии управляются политическими партиями”.

Понятие плюрализма применительно к политике впервые использовал идеолог английского лейборизма Г. Ласки, который и ввел в 1915 году его в научный оборот. Политический плюрализм (от лат. pluralis -множественный) — один из главных принципов современного общественного устройства при демократии, когда взаимодействуют и состязаются (в условиях свободного выражения своих интересов) различные социальные группы, партии и иные организации. Плюралисты исходят из Аристотелева определения, что «люди по природе своей социальные существа» и им свойственно создавать организации и группы для выражения своих требований, поддержки либо протеста. Они считают, что ни одна из групп интересов не может доминировать в политическом процессе, так как не представляет мнения всего общества, следовательно, концентрация власти недопустима. Вместе с тем интересы каждого гражданина очень редко сводятся к какому-то одному, что препятствует расколу общества на непримиримо враждебные группировки.

Политический плюрализм является признаком либерализма: при нем никакой институт и тем более личность не могут оказаться сосредоточением всей власти, сами властные отношения являются результатом социального партнерства и согласия. Культура политического плюрализма стала утверждаться в западных странах со времен установления конституционализма, парламентаризма, многопартийности. В основе правил политического плюрализма лежит признание сохранения мира в обществе как абсолютной ценности: все позиции, интересы признаются правомерными, если они не направлены против общепринятых нравственных, экономических, политических устоев общества, не аппелируют к насилию.

В политическом плюрализме акцент делается не только на политической свободе человека, но, прежде всего, на групповом, коллективистском содержании политических отношений. В течение долгого времени концепция политического плюрализма составляла основу теории так называемой «плюралистической демократии», в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы. Социальная ценность политического плюрализма в этом случае состояла в том, чтобы объединить и примирить разнообразные социальные течения на основе социальных уступок с целью достижения согласия. Цель демократии заключалась в этом случае в том, чтобы стимулировать плюрализм в обществе, предоставлять гражданам возможность выражать свои интересы и достигать компромиссов. [2]

Политический плюрализм — осуществление власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений. В центре идеи политического плюрализма находится не индивид, а организованная группа. Основным субъектом политики выступает не народ и индивид, а группы, в которых человек обычно состоит. Индивид обычно активен политически не сам по себе, а как выразитель групповых интересов. Благодаря многообразию интересов человек может иметь, но может и не иметь стабильные интересы по отношению к власти, в результате чего большинство, мнение которого является определяющим на любых выборах, не является стабильным и монолитным. Поэтому мало оснований опасаться тирании большинства, которое всегда временно и неустойчиво. Полевение и поправение общества не противоречит принципам политического плюрализма, колебания такого рода рассматриваются как условие политической стабильности общества, допускающей реформирование, но предупреждающей радикализацию настроений значительной части общества.

Главная характеристика модели плюралистической демократии — соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды, — устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми. Несмотря на известную удаленность этой модели властвования от идеала народного самоуправления, ее сторонники полагают, что она обеспечивает достаточный уровень ответственности для того, чтобы именоваться демократической. Плюралисты считают, что гражданам не обязательно выражать свое мнение: за них это сделают группы интересов, причем намного эффективнее, а нужное представительство будет достигнуто даже без активности граждан. В этой модели граждане как бы дважды представлены — выборными лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стремятся удовлетворить требования групп интересов в надежде на получение еще большей поддержки электората.

Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию (греч. anomie: а — отрицательная частица, nomos — закон, то есть аномия — отсутствие закона) народных масс. Считается, что политическое пространство плюралистической демократии насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов. Эмиль Дюркгейм, введший в научный оборот понятие аномии, понимал под ним рост асоциального поведения, радикализма и экстремизма в политике, что являлось результатом, прежде всего, модернизации и индустриализации, которые разрушали традиционное общество.

Американский социолог Роберт Мертон выдвинул в этой же связи гипотезу, согласно которой основной причиной возникновения аномии являлась утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о политических целях и средствах их достижения, отрицание или замена их на другие.

Таким образом, мы выяснили следующее:

-Понятие плюрализма применительно к политике впервые использовал идеолог английского лейборизма Г. Ласки, который и ввел в 1915 году его в научный оборот.

-Политический плюрализм — осуществление власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений.

-Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга.

-Политический плюрализм является признаком либерализма: при нем никакой институт и тем более личность не могут оказаться сосредоточением всей власти, сами властные отношения являются результатом социального партнерства и согласия.

-В течение долгого времени концепция политического плюрализма составляла основу теории так называемой «плюралистической демократии», в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы.

-Главная характеристика модели плюралистической демократии — соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды, — устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми.

-Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию народных масс.

1.2 Принцип политического плюрализма в государственном праве РФ.

Идеологическое многообразие

Идеологи является сложным духовным образованием. Она включает в себя определённую теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношение людей между собой, а так же вытекающие из этой системы программы действия и механизмы распространения идеологических установок среди населения. [3]

Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создаётся мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированым, теоретически обоснованным духовным выражением интересов определённых социальных групп, идеология относится к высшему уровню общественного сознания.

Поскольку идеологические концепции являются духовным выражением определённых социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития. Известно, что идеология французских просветителей 18 века в период Великой французской революции сыграла огромную роль в сплочении третьего сословия, выступившего против феодализма и абсолютизма.

Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологий начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных, и кончая неоэкстремизмом. Некоторые из этих экстремистских идеологических концепций правового или левого толка давно уже представляют серьёзную опасность для нормального существования отдельных стран или даже всего человечества.[4]

Так, фашистская идеология, ядро которой составляют идеи военной экспансии, расового неравенства, классовой гармони (теория народного сообщества и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тоталитарно государства»), сочетающиеся с крикливой демагогией, чтобы замаскировать истинное содержание этой идеологии, стало теоретической основой и программой действий мощного политического течения. Оно привело к власти в ряде стран (Германия, Италия и др.) наиболее реакционные и агрессивные силы. В результате к середине 30-х годов фашизм представлял смертельную угрозу для всего человечества, поставив под вопрос существовании многих народов и стран. Только разгром в 1945 году фашистской Германии и её союзников силами антигитлеровской коалиции при решающем участии СССР позволил остановить экспансию фашизма и насильственное распространение его идей.

Серьёзной угрозой для демократических стран является так же левый экстремизм, который под флагом революционности, утверждает право и методы индивидуального террора.

Однако опыт показывает, что главная опасность тех или иных идеологий, прокладывающих путь к тоталитаризму, состоит не только и даже не столько в их привлекательности для отдельных социальных слоёв или даже большинства населения некоторых стран, а в их монополизации, в превращении этих идеологий в государственные и обязательные.[5]

Убедительным свидетельством тому может служить марксистская идеология. Пока марксизм был идеологией определенных политических течений в различных странах, он представлял интерес в основном для сторонников этих течений. Однако, положение коренным образом изменилось, когда в результате Октябрьской революции 1917 года в России сторонники марксизма пришли к власти. С этого времени марксизм становится в России, а затем и в СССР не только идеологией правящей партии, но и государственной идеологией советского государства, обязательной для всех её граждан.

Уже в первой советской Конституции – Конституции РСФСР 1918 года в качестве основной ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах (статья 3). Кроме того, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», советское государство лишало отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые использовались ими в ущерб интересам социалистической революции (статья 23). Поскольку среди этих прав значилась и свобода выражения мнений, то ни о какой другой идеологии, кроме марксизма, в тот период, разумеется, не могло быть и речи.

Надо сказать, что уже 9 ноября (27 октября) 1917 года был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «о печати»[6], которым запрещались все оппозиционные советской власти издания. При этом Рабочее и крестьянское Правительство обращало внимание населения на то, что «в нашем обществе за этой либеральной ширмой (имелись в виду оппозиционные издания) фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс». Следовательно, такого рода свобода этим Декретом сохранялась лишь за государством и господствующей в нём идеологией.

Конституция СССР 1936 года предоставляла гражданам политические права и свободы (свобода слова, свобода печати и т.д.) только «в целях укрепления социалистического строя» (статья 125). Это означало, что использование данных прав в иных целях, например в целя критики социалистического строя и его идеологии, запрещалось.

Однако наиболее откровенно идеология марксизма была объявлена официальной, государственно в Конституции СССР 1977 года. Уже в преамбуле этой Конституции устанавливалось, что в СССР сложилось «идейное единство советского общества», что советское общество – это общество высокой идейности, что советский народ руководствуется идеями научного коммунизма. А статья 6 устанавливала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза, существующая для народа и служащая народу. «Вооружённая марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия, — указывалось в этой статье, — определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный, научно-обоснованный характер в его борьбе за победу коммунизма».[7]

Даже после исключении из Конституции 1977 года статьи, предусматривающей руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, в этой конституции были сохранены статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (статья 47), а политические права и свободы – «в целях укрепления и развития социалистического строя» (статья 50). [8]

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия, как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключат возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, -предусмотрено в Конституции (статья 13), — не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. наиболее важные гарантии действенности, рассматриваемого принципа – отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путём разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы гос. власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственно аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы гос. власти и органы местного самоуправления, прежде всего путём активного участия в избирательных компаниях[9] .

Итак, идеологическое многообразие — конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной. Идеологическое многообразие предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Таким образом, обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа идеологического многообразия предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России.

1.3. Многопартийность в Российской Федерации

Политическая партия – организация, группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть. [10]

Признаки партии:

1) Наличие программы, целей, стратегии.

2) Наличие устава, где говорится о нормах внутрипартийной жизни.

3) Фиксированное членство

4) Разветвлённая сеть первичных местных организаций.

Функции политических партий:

1) Политическая – овладение властью для осуществления своей программы.

2) Социального представительство – выражает интересы какого-либо социального слоя или пытается создать себе прочную опору в обществе

3) Социальная интеграция – примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе.

4) Политическое рекрутерование – подготовка и внедрение кадров для различных политических организаций.

5) Идеологическая – разработка партийной идеологии и программы.

6) Электоратная – организация и участие в избирательной программе.

7) Набора новых членов в партию и их политическое воспитание.

То есть партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Классификация политических партий:[11]

1) По способу организации жизнедеятельности партии:

-Кадровые – не многочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организаций, в них отсутствует институт фиксирования членства, членские взносы, механизм приёма. Их центр – парламентская фракция.

-Массовые – сложная организационная структура, многочисленны, источник финансирования членские взносы, управляет ими центральный орган, не совпадающий с парламентскими фракциями.

2) По степени участия в осуществлении политической власти:

-Правящие.

-Оппозиционные, могут быть легальными – разрешенными и нелегальными – запрещенными.

3) По устойчивости существования.

-Стабильные.

-Не стабильные.

4) По характеру членства:

-Открытые – свободное членство представителей различных социальных слоёв.

-Закрытые – с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приёма.

5) По характеру целей:

-Революционные – коренное преобразование общества

-Реформистские – постепенные изменения общества

-Консервативные – сохранение общества в прежнем виде

-Реакционные – восстановление прошлого жизни общества

6) По месту в политическом секторе[12] :

-Левые – цель создание основ социалистического общества (коммунисты, социалисты, социал-демократы)

-Правые – за буржуазный порядок, сильную государственную власть Центристские – пытаются примерить крайние интересы к политике

Партийная система – совокупность всех существующих и действующих в стране партий.

При тоталитарном и авторитарном режиме у власти, как правило, находится только одна партия.

Многопартийность – один из признаков демократического режима. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие только две партии (Республиканская и демократическая в С.Ш.А., консервативная и лейбористская в Великобритании). Такие системы называют двухпартийные, что не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий.

После крушения КПСС в результате августовских событий 1991 г. и распада Союза в декабре того же года процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если до этого политическая активность партий и движений самой разной ориентации была, по преимуществу, направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации. Этого требовали и новые социально-политические реалии с характерными для них процессами стремительного социального расслоения, вызванного началом “шоковых” реформ. Впервые в 1992 году правительство приступило к энергичному реформированию существующего порядка и прежде всего — экономики.[13] Изменения, происходившие в обществе в 1991-1992 гг. отразились и на российском политическом спектре. В этот период сложились и институционально оформились основные субъекты политической жизни, противостояние которых и в настоящее время определяет характер социально-политической ситуации в стране. В целом эти годы стали для формирующихся российских партий периодом не слишком заметной вовне, но вместе с тем напряженной внутренней работы по формированию своих идейно-политических платформ и поиску собственной социальной базы. [14]

Новые группировки сложились в соответствии с их отношением к проводившимся реформам и тому прошлому, которое эти реформы предполагали заменить.

Реформаторы-демократы, либералы отрицали прошлое как господство коммунистической ортодоксии и экономической иррациональности и предполагали его скорейший демонтаж путем радикальной либерализации российской экономики и открытия ее мировому рынку. Кроме того, реформисты признают распад СССР необратимым и неизбежным и ориентированы на построение новой государственности в рамках Российской Федерации. Этот блок — наследник демократического блока предшествующего этапа, хотя это не просто его продолжение. Крупнейшие силы этого блока: Движение “Демократическая Россия”, предвыборный блок (и одноименное движение) “Выбор России”, Республиканская партия, Социал-демократическая партия, Партия экономической свободы, Российское движение демократических реформ.[15]

Другой блок выступал за сохранение старого порядка вещей, прежде всего старой государственности (СССР, Российская империя). Впрочем, этот старый порядок понимается различными течениями этого блока по-разному. Главное, это объединяет их в один блок — идеи сильной государственности, своеобразия пути России, антизападничество. Этот блок называют националистами и коммунистами, коммуно-фашистами, патриотами. Авторы предлагают называть его традиционалистским или фундаменталистским блоком. Он в какой-то мере является наследником блока КПСС, предшествующего этапа.

Третий блок не имеет предшественников в предыдущей стадии, он оформился как таковой в первой половине 1992 года непосредственно под влиянием начавшихся кардинальных экономических реформ. Его лидеры поддерживают общее направление реформ в сторону рыночной открытой экономики и общества западного типа, но призывают проводить эти реформы в более медленном темпе и в более щадящем режиме, как для населения, так и для существующих предприятий. Важнейшим инструментом такой политики является государство, которое должно, по их предложению, сохранить свой контроль над экономикой в течение еще долгого периода. Они полагают распад СССР крупнейшей ошибкой и предлагают восстановить единое союзное государство, но сделать это строго добровольно, постепенно, через тесный экономический союз в качестве первого этапа. Этот блок называют чаще всего центристским. Авторы предлагают называть его протекционистским блоком, ибо основная его идея, объединяющая самые различные силы, — протекционизм со стороны государства по отношению, во-первых, к российской промышленности, во-вторых, по отношению к социально слабым слоям.[16]

Таким образом, к середине 1992 г сложилась трех блоковая структура.

Следующий виток активизации деятельности партий на политической арене был стимулирован углублением конфликта между представительной и исполнительной ветвями власти. События сентября-октября 1993 г. резко изменили общественную и политическую ситуацию в России. Страна вступила в постсоветский период своего развития. Но это уже тема отдельного разговора.

В конституции РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) признаются политическое многообразие и многопартийность (статья 13).

Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвлённой сети первичных организаций, крайне не велика численность. С другой стороны интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.[17]

Итак, подведём черту:

Итак, идеологическое многообразие — конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной. Идеологическое многообразие предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Таким образом, обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа идеологического многообразия предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России.

Политическая партия – организация, группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Партийная система – совокупность всех существующих и действующих в стране партий.

Многопартийность – один из признаков демократического режима.

Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится.

ГЛАВА 2. Конституционно-правовой статус общественных объединений

2.1. История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации.

Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30 Конституции РФ)[18].

Право на объединение закреплялось в Основном законе страны и ранее, Конституция СССР 1977г. определяла роль общественных организаций как важной составной части политической системы[19]. Однако, в государстве, где существовала лишь одна правящая Коммунистическая партия о фактическом соблюдении права на объединение не приходится. В стране с одной правящей партией не нужны были равные ей по статусу, способные противостоять оппозиционные объединения. Поэтому не осуществлялось законодательной регламентации порядка их образования. Все общественные объединения в значительной мере были огосударствлены, действовали под руководством КПСС без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.

Конституция СССР 1977г. прямо закрепляла господство одной идеологии, которая официально называлась марксистско-ленинской, хотя фактически была скорее сталинской. В преамбуле этой Конституции излагались многие положения этой идеологии, прославлялось руководство КПСС, было подчеркнуто, что высшей целью Советского государства является построение «бесклассового» коммунистического общества и что народ якобы принимает Конституцию, «руководствуясь идеями научного коммунизма». Статья 6 этой Конституции констатировала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является «вооруженная марксистско-ленинским учением» КПСС, определяющая генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР и т.д. В ряде статей провозглашалось, например, что существующая в СССР единая система народного образования служит, в частности, «коммунистическому воспитанию… молодежи» (статья 25); что СССР проводит «ленинскую» политику мира (статья 28); что гражданам гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества (ст. 47), а также предоставляется право объединяться в общественные организации (статья 51), как и другие права — только «в соответствии с целями коммунистического строительства» и т.п. Аналогичные положения содержались и в Конституции РСФСР 1978г[20] .

Идеологические преследования официально не одобряемых направлений и их представителей в науке (философов-идеалистов, обществоведов-немарксистов, генетики, кибернетики и др.), в искусстве (художественная литература, живопись и др.), в религиозной жизни в той или иной степени осуществлялись постоянно, временами достигая большого размаха и сопровождаясь жесткими репрессивными мерами.

При этом сам принцип идеологического многообразия, давно и прочно вошедший в повседневную жизнь всех демократических стран, монопольная господствующая идеология представляла как нечто антинародное, рассчитанное на обман масс и манипулирование ими, а не как естественное отражение объективно существующего в обществе многообразия интересов, взглядов, позиций.

Установление идеологического однообразия, т.е. исключительного господства одной идеологии, встречается нередко, хотя сами идеологии могут различаться между собой довольно существенно. Итальянский фашизм, германский национал-социализм, в ряде стран исламский фундаментализм и др., как и сталинщина, непримиримые к другим идеологиям, несовместимы с идеями демократического правового государства.

С началом реформирования в 90-х годах прошлого века, когда идея – создание демократического правового государства, гражданского общества — начала воплощаться в жизнь, признание принципа многопартийности стало необходимо и естественно. Одним из первых шагов на этом пути стала отмена ст.6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества. Статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 47), а политических прав и свобод – «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст.50) были сохранены. Таким образом, единственной официально признаваемой оставалась идеология марксизма, а без идеологического многообразия не может быть многообразия политического.

9 октября 1990г. был принят Закон «Об общественных объединениях»[21]. Верховным Советом РСФСР 18 декабря 1991 г. было принято постановление «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». В нем закреплялось, что законодательство СССР об общественных объединениях (в том числе о политических партиях, профессиональных союзах) применяется в РФ постольку, поскольку оно не противоречит ее законодательству и общепризнанным нормам международного права.

Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации закрепила принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны, тем самым исключив возможность существования в России государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становление и развитие политической системы страны.

2.2. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации.

Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принцип идеологического многообразия, а также — в части 2 и 5 — пределы его осуществления, в которых оно не вступает в резкое противоречие с другими демократическими принципами Конституции.

Принцип идеологического многообразия может быть правильно понят, исходя из точного понимания обоих образующих это понятие слов. Идеология обычно определяется как система юридических, политических, экономических, этических, экологических, художественных, а также религиозных идей, воззрений, понятий, связанная прямо или косвенно с практической жизнедеятельностью людей и ее оценкой. Это система направленных на сохранение, частичное изменение или коренное преобразование теми или иными способами общественного и государственного строя, как правило, закрепляемого в Конституции и иных законах. Многообразие (плюрализм) в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений: свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д[22] .

Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации содержательно связана с рядом других конституционных предписаний. Это статья 14 и 28, устанавливающие религиозное многообразие и свободу совести, статьи 29, предоставляющая каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующая свободу массовой информации, статьи 44, гарантирующая каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.

Установление в Конституции принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений народа России.

Часть 2 статьи 13 Конституции РФ устанавливает правило, органически связанное с содержанием части 1. Признание идеологического многообразия, строго говоря, означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной и общеобязательной. Как и часть 1, часть 2 этой статьи содержательно связана со статьей 14, 28-30, 44 Конституции РФ и др.

Правило части 2 относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины и др.)

Предусмотрены Конституцией и исключения, относящиеся к тем идеологиям, которые пытаются обосновывать запрещаемые ею действия. О таких действиях и запретах говорится в части 5 этой статьи и в ряде других статей. Это, например, запрещение захватывать власть (часть 4 статьи 3 Конституции РФ), нарушать права и свободы человека и гражданина (статья 2, 17-63 Конституции РФ и др.).

Но убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.

Часть 3 статьи 13 Конституции РФ посвящена некоторым практическим последствиям идеологического многообразия, имеющим большое общественное и, в частности, конституционно-правовое значение. Речь идет о том, что в России признается политическое многообразие и многопартийность. Политическое многообразие означает наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности — в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т.п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т.д. Важнейшую роль в политической деятельности играет ее организационная часть — создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, примыкающих к партиям или самостоятельно стремящихся к осуществлению конституционно допустимых политических целей. Главной формой политического многообразия является многопартийность. Многопартийность пришла на смену однопартийной системе, недемократичность которой очевидна[23] .

В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений данной статьи в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции и изменяемые — в случае необходимости — в особо сложном порядке. Это, как и соответствие данных конституционных положений принципам и нормам международного права, позволяет надеяться на необратимость установления и развития плюрализма в политической жизни России.

Но демократические политические партии, объединения или их блоки, выражающие политическую волю своих членов, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей, членов и сторонников в органах государства. Осуществляя власть в соответствии со своей программой, партия или блок партий, имеющий совместную программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действует в соответствии с теми положениями своей идеологии и политики, которые получили одобрение граждан на выборах и в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических и политических позиций партий, блоков, их лидеров и деятелей существует, но — под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения своей партии должен, прежде всего, проводить в жизнь их избранник.

Равенство общественных объединений перед законом установлено, чтобы исключить возможность создания вновь однопартийной системы, не допускающей существования других политических партий и подчиняющей своему господству иные партии и общественные объединения, каждое из которых (профсоюзное, молодежное и т.д.) является единственным в своей сфере деятельности, как это было в СССР. Исключается возможность возникновения такой же системы, замаскированной фиктивным плюрализмом, т.е. с помощью создания наряду с монопольной партией марионеточных псевдопартий и общественных объединений. Такая система существовала в ряде социалистических стран (ГДР, Болгарии, Польше и др.)[24].

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., закон может устанавливать ограничения свободы объединения, необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (ч. 2 ст. 22 )[25] .

Конституцией и иными законами России обоснованные ограничения прав на объединение, на свободное образование и свободную деятельность партий практически соблюдаются далеко не во всех случаях. Но зато предлагаются и обсуждаются иные ограничения этих прав, не всегда соответствующие международным и конституционным нормам

Заключение

Итак, принцип идеологического, политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) — одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства.

В последние годы идеологическое, политическое многообразие, в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений данной статьи в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции, изменяемые — в случае необходимости — в особо сложном порядке. Это, как, соответствие данных конституционных положений принципам, нормам международного права, позволяет надеяться на необратимость установления, развития плюрализма в политической жизни России.

Но демократические политические партии, объединения или их блоки, выражающие политическую волю своих членов, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей, членов, сторонников в органах государства. Осуществляя власть в соответствии с программой, партия или блок партий, имеющий совместную программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действует в соответствии с теми положениями идеологии, политики, которые получили одобрение граждан на выборах, в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических, политических позиций партий, блоков, их лидеров, деятелей существует, но — под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения партии должен, прежде всего, проводить в жизнь их избранник.

Конституционные положения о политических партиях в Конституции России более кратки, нежели в конституциях ряда других демократических стран. В них, например в ст. 21 Основного закона ФРГ, содержатся более подробные предписания: партии содействуют формированию политической воли народа, могут образовываться свободно; их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам; они должны публиковать отчеты о происхождении, использовании своих средств, а также о своем имуществе. Те партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников (не только членов!) стремятся причинить ущерб основам демократического строя либо устранить его или поставить под угрозу его существование, противоконституционы. Вопрос об их конституционности решает Федеральный Конституционный Суд. Подробности регулируются федеральными законами.

Конституция приравнивает открытые цели, фактические действия партий, иных общественных объединений, их сторонников, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни.

Основные характеристики данного принципа: 1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать взгляды, идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания; 2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли, слова; 3) принцип политического многообразия, или многопартийность, свобода образования, деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий — выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают промежуточное положение между индивидом, государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий, запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими; 4) свобода общественных объединении. Общественные объединения — это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся, политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом; 5) пределы принципа идеологического, политического плюрализма. Свобода идеологической, политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания, деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на: — насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации; — подрыв безопасности государства; — создание вооруженных формирований; — разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни.

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. — М., 2001 г.

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Официальное издание. –М., 1997г.

3. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»// «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. – М., 2002 г.

5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г., №21 ст. 1930

6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
«О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., № 29 ст. 2950

7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. №3 ст. 148.

8. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995г, №33, ст. 3334.

9. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г., №27, ст.2503.

10. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
«О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.

Литература:

11. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право. 2004. №2.

12. Козлов Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ,2003.-с. 271.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. Ред. Карповича В.Д.) – М.: Юрайт – М; Новая правовая культура, 2002г.

14. Конституции зарубежных государств. М., 1999. С. 161.

15. Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика. 2001. N 10. С. 11.

16. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. проф. Н.И.Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2002. – 774 с.

17. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) — Система Гарант, 2003 г.

18. Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция, 1996, №4, с.36


[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 1993. 25 декабря.

[2] Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ `О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации` // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 51 ст. 4982.

[3] Гамбаров Ю. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 2005, с.37-43.

[4] Виноградов В.Д., Головин Н.А. Политическая социология. «Нева», СПб., 1997, с 47-58.

[5] Вебер М. Избранные произведения. «Росмэн», М., 1990, с.21-26.

[6] СУ РСФСР. 1917. №1. Ст.4.

[7] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. С. 500.

[8] Н. Верт. История советского государства. «Печать», М., 1992 г.

[9] Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. М., 1998.

[10] Право и многопартийность в России. (Сборник статей и материалов). «Норма», М., 1994 г., с. 15-20.

[11] Политические проблемы теории государства. «Право», М., 1993 г, с.40-43.

[12] Журавлев В.В. Общество и власть в России: исторические традиции и перспективы взаимодействия / Куда идет Россия?.. Общее и особенное в современном развитии. М., 1997, с. 52-54.

[13] Осипов Г.В. Социология и политика. «Правовед», М., 1995, с.41-47.

[14] Конституционный строй России. Выпуск 2. «Город», М., 1995 г., с. 37-41.

[15] Амелин В.Н. Социология политики. «Москва», М., 1992, с. 3-4.

[16] В.В. Лапаева. Становление многопартийности в России.//Государство и право. № 8 -1995 г.

[17] Клюев А.В. Человек в политическом измерении. «Град», СПб., 2000, с.26-32.

[18] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. — М., 2001 г.

[19] Козлов Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ,2003.-с. 271.

[20] Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция, 1996, №4, с.36

[21] Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №42. Ст.839

[22] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. Ред. Карповича В.Д.) – М.: Юрайт – М; Новая правовая культура, 2002г.

[23] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) — Система Гарант, 2003 г.

[24] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) — Система Гарант, 2003 г.

[25] Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»// «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994.

еще рефераты
Еще работы по политологии