Статья: Краеведение

В. А. Ветлужских

Что изучает краеведение

Краеведение — это совокупность исторических, географических, статистических и иных фактов и сведений из прошлого и настоящего родного края.

Краеведение — это предмет школьной программы, который изучает прошлое и настоящее Вятской земли и Уржумского района. В рамках программы этого предмета школьники узнают многое из прошлого Вятской земли и родного района, знакомятся с историей своих населенных пунктов, школ. Краеведение — знакомство с историей малой Родины, начинается с истории семьи, школы, родного села или деревни. Именно это позволяет постичь исторические корни каждого из нас, узнать откуда и когда появились на уржумской земле наши предки.

Изучение истории родного края — один из важнейших предметов школьной программы. Благодаря ему, во-первых, мы познаем историю своей малой Родины, ее место и роль в общеисторическом процессе страны.

Во-вторых — у нас, на конкретном местном материале, воспитывается чувство патриотизма и любви к своей малой Родине. Это достигается с помощью знакомства с фактами и явлениями прошлого, знакомством с наиболее яркими и героическими страницами местной истории, изучения имен наших известных земляков, прославивших нашу Уржумскую землю.

В-третьих, краеведение изучает историю заселения территории. Показывает как, на протяжении многих веков, сосуществовали на уржумской земле люди разных национальностей. Бок о бок жили, работали — удмурты и татары, марийцы и русские. Взаимно обогащалась культура, при этом сохранялись национальные традиции и обряды, присущие этим народам.

Источники

Как из родника, источника — человек утоляет жажду, так и из книг — узнает то, что интересует его, составляет категорию жажды духовной. Но не только книги могут служит источником познания. Краеведение располагает большим набором источников для исследования прошлого и настоящего края. Их можно разделить на источники: письменные, вещественные, изобразительные и устные.

Письменные источники — это летописи, воспоминания путешественников, посещавших наш край, документы и материалы хранящиеся в архивах. Сюда же относятся публикации в газетах и журналах (как старинных так и в современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и так далее.

Наиболее важными письменными источниками по истории Уржумского района являются: синодик Троицкого собора (начатый в XVII столетии ), летописи Цепочкинской и Воскресенской церквей (конца XIX века), церковные книги (регистрации рождений и браков) Петровской церкви, Лопьяльской и других храмов.

Особое место в ряду письменных источников знанимают «Грамоты и акты Цепочкинского Спасо-Преображенского монастыря”. Эти документы представляют из себя более двух десятков древних актов и грамот (начиная с 20-х годов XVII столетия и до начала XVIII века) в которых огромный фактический материал, позволяющий исследовать историю уезда в XVII веке.

Здесь содержится информация не только о хозяйственном укладе самого Цепочкинского монастыря, но и его территориальных границах, взаимоотношениях с окрестными населенными пунктами.

Эти грамоты были опубликованы в „Трудах Вятской ученой архивной комиссии”(1906 и 1913 годы), которые издавались в Вятке и содержат немало интересных исторических сведений по истории Вятской земли и, в том числе, нашего района.

Большое количество всеобъемлющей информации по истории Уржумского уезда (XIX века) содержится в “Журналах Уржумского уездного земского собрания”. Это ежегодные издания материалов органов земского самоуправления Уржумского уезда на протяжении пятидесяти лет (с 1860-х годов до 1916 года).

Интересные сведения и факты можно почерпнуть из „Памятных книжек-календарей Вятской губернии”, которые издавались с 1850-х годов по 1916 год.

Публикации на краеведческие темы двала и дает районная газета “Кировская искра”. Немало интересных материалов по истории района было опубликовано и восьми выпусках альманаха „Уржумская старина” (1991-1992 годы).

Уржумская тематика, в связи с конкретными направлениями исторических исследований, присутствует в трудах ученых из Йошкар-Олы и Кирова, материалах научно-практических конференций по истории Вятского края и республики Марий Эл.

Это лишь небольшой перечень из группы письменных источников. Сколько еще неназванных, не открытых страниц ждут своего исследователя! Огромное количество информации, причем еще нетронутой исследователями уржумской старины, сосредоточено в Кировском областном архиве (ГАКО).

Вещественные источники. Эта категория источников очень разнообразна. Сюда входят: археологические памятники с комплексом исторического материала, памятники зодчества, предметы быта и утварь, одежда, орудия труда и оружие. Кроме того к этой группе можно отнести палеонтологические находки (кости, рога, зубы, бивни животных ). Старинные монеты, бумажные деньги, ордена и медали, украшения — это также относится к вещественным источникам познания прошлого родного края.

Если подробно рассматривать археологические памятники, как наиболее важное направление вещественных источников, то следует помнить, что уржумская земля сохранила более 20 исследованных памятников археологии. Кроме того немало местонахождений отдельных предметов, свидетельствующих о пребывании человека на территории района в древние времена (начиная с каменного века).

Эти археологические памятники помогают проследить историю заселения территории нашего района в каменном, бронзовом, раннем железном веках, в средневековье. Представлены и памятники археологии, свидетельствующие о русской колонизации территории района в XVI-XVII веках.

Изобразительные источники. Группа этих источников у нас представлена меньше, чем, например, вещественные. Но, тем не менее, зрительные образы прошлого нам помогают постичь старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески (росписи церквей), памятники выдающимся людям земли уржумской и др.

Самый доступный для широкого круга исследователей — это фотографический материал. Именно фотоснимки донесли до нас образы прошлого. Виды старинного Уржума на фотографиях и открытках (выпущенных в 1912 году) позволяют представить каким был город — его дома и улицы. А портреты людей на старых фотографиях — это свидетели чьих-то судеб. Известные уроженцы Уржумского района — Герои войн и труда, простые уржумские люди — этих фотографий множество и хранятся они не только в музеях, но и почти в каждой семье.

Устные источники. Большая группа источников, которая включает в себя легенды и предания, пословицы и поговорки, присловья, старинные обрядовые и другие песни, загадки и т.п.

Многие из исторических событий оставили свой след в устном народном творчестве. На нашей, Уржумской земле, такими источниками являются марийские легенды. Легенды раскрывают некоторые страницы истории района в XIII — XVI столетиях. В свое время они были записаны исследователями из Йошкар-Олы, сегодня эти записи опубликованы и служат интереснейшим источником дополняющим картину прошлого нашей территории.

В свое время обрядовые песни, говоры жителей нашего района послужили материалом для написания книги А.М.Васнецовым.

Сегодня уже трудно найти старожилов в сельских населенных пунктах, которые бы помнили старинные предания. Но все же они еще есть. И любознательные школьники могут записать топонимическую легенду о происхождении названия своего села или речки, на берегу которой стоит населенный пункт, а если повезет, то и узнать устную историю своего села, передаваемую из поколения в поколение. Кое-где бытуют еще прозвища и присловья.

Кроме названных групп источников существуют и звуковые источники — магнитофонные записи и записи на пластинки, другие источники.

Для исследователя важны все эти группы источников, так как при исследовании прошлого необходимо брать во внимание весь комплекс фактов и сведений, причем учитывать взаимосвязи и их совокупность, ситуацию и тенденции исторического процесса как на территории района, области, так и в стране. Краеведческие исследования должны быть объективными, не ограничиваться нагромождением фактов.

Формы и методы краеведческого поиска

Работа краеведа — кропотливый и долговременный труд. Мало прочи тать где-то об объекте поиска и сделать выписки. Необходимо не раз перепроверить, уточнить известные факты, дополнить их новыми сведениями. Формы поисковой работы многообразны — это работа в архивах и библиотеках, запись воспоминаний, сбор иллюстративного материала (фотографий и рисунков), посещений музеев, экспедиционная работа с целью знакомства с памятниками археологии, географией района .

Работа в архивах — интереснейшее направление краеведческого поиска. Для нас, уржумцев, источниками познания служат наш местный Уржумский архив и государственный архив Кировской области (ГАКО). Прежде чем пойти в архив, необходимо уяснить для себя что нужно искать. Для этого в архивах существуют описи дел, которые помогут найти необходимые факты по различным темам исследования.

При работе в архивах необходимо, делая выписки, обязательно указывать источник (фонд, опись, единицу хранения, название документа, лист ). Здесь не нужно спешить, допускать ошибки.

Можно почерпнуть немало интересного и важного по самым различным темам из истории прошлого родного края в краеведческих отделах библиотек (районной, областной имени А.И.Герцена). Здесь также необходимо, делая выписки из книг, журналов, газет — обязательно указывать источник, автора.

Работая над рукописью, краевед не может обойтись без знакомства с ранее написанным по данной теме, без поиска в архивах и библиотеках — обязательное правило при этом, указывать источники сведений (делать список литературы и источников в конце рукописи).

Запись воспоминаний. Одна из ценных форм краеведческого поиска воспоминания участников событий позволяют наглядно представить то или иное явление, факт во всех его деталях (что в документах порою не отыскать).

Но и здесь есть свои правила. Любое воспоминание — это субьективная оценка факта или явления и долг краеведа перепроверить, уточнить, выделить главное. В основе исследования должны стоять документальные источники, а воспоминания — это уже подспорье в исследовании.

Записывая воспоминания необходимо указать фамилию, имя и отчества опрашиваемого, его возраст, образование, место жительства, конечно же дату записи воспоминаний.

Сбор иллюстративного материала. Это поиск старых фотографий, рисунков, гравюр — всего того, что помогает зрительно представить прошлое. При этом краевед также должен быть аккуратным. Если есть возможность, то брать материал для пересьемки или копирования — обязательно лишь с согласия и разрешения владельца.

Иллюстративный материал — это и самые различные предметы старины. Они должны хранится в музеях (городском, школьном) с соблюдением условий хранения (обеспечения их сохранности и предотвращения порчи от сырости, холода, тепла и т.д.).

Собирая фотографии нужно подписывать их, указывая, что и когда изображено на снимках (на обороте фотографии карандашом или ручкой, не продавливая снимка). При публикации фотографий не забывать указывать владельца фотографии или имени фотографа (если фотограф известен).

Экспедиционная работа. Интереснейшая из форм поиска по истории родного края. Обычно организуется под руководством учителя, знакомого с методикой подготовки к экспедиции.

Перед началом экспедиции необходимо познакомится с темой, составить план поиска, определить маршрут и объекты поиска. В ходе экспедиции нужно иметь в виду, что школьники и учителя не имеют право производить самостоятельные раскопки на археологических памятниках, а лишь вести сбор с поверхности (если, например, поверхность распахана). Следует помнить, что при проведении экспедиций нужно заботиться о сохранности растительного и животного мира (не причинять ущерба природе), соблюдать правила безопасности.

Интересна сама экспедиция. Но важны и последующие кабинетные исследования находок. Здесь уже с помощью дополнительных приборов ученики детально изучают то, что они нашли.

Обязательным итогом экспедиции должен быть письменный отчет, где подробно излагается не только увиденное и найденное учениками, но и готовится историческая или иная справка из литературы по данной теме, приложением к отчету являются карты-схемы, фотографии и рисунки, записи сделанные в походе, вещественные находки.

Уржумские краеведы

Краеведом мы называем человека, который занимается исследованием и изучением прошлого и настоящего родного края.

Есть краеведы, которые оставляют письменные результаты своих разысканий, а есть энтузиасты, которые хлопочут об открытии музеев, собирают старинные вещи. И те и другие достойны уважения. Уржумская земля богата на разыскателей-энтузиастов краеведения. И пусть не все из них оставили после себя больших по объему исследований, но мы помним о них, благодарны за их подвижнический труд на ниве краеведения.

Ипполит Петрович Мышкин — (1928-1930 ?-1908 ?) священник Уржумского Троицкого собора, автор летописи Троицкой церкви (по сведениям протоиерея И.Осокина).

Алексей Агафонович Заболотский — (1864-1928) принимал участие в организации музея краеведения в Уржуме в 1924 году. Работал в первые годы существования музея бесплатно (был хранителем и давал пояснения посетителям).

Владимир Павлович Спасский — (1894-1935) участвовал в открытии краеведческого музея, активно сотрудничал с музеем. Занимался исследованием флоры и фауны района, вел наблюдения по фенологии, писал статьи в газеты и журналы по ихтиологии и о редких птицах.

Евгений Измайлович Долгушин — (1872-1932) энтузиаст краеведения, директор музея краеведения (1925-1932 годы). Открыл несколько археологических памятников в районе — Мальковское, Сабуяльское, Чапаевское городища, участвовал в археологических экспедициях М.В.Талицкого (1929 год) и О.Н.Бадер и А.В.Збруевой (1931 год). Вместе с другими краеведами организовал несколько экспедиций по обследования района с целью поиска полезных ископаемых. Отчеты печатались в центральных краеведческих изданиях.

Александр Иванович Янкин — (1863-1938) краевед и разыскатель, организатор музеев в Малмыжском районе и селе Шурма Уржумского района. Вел большую поисковую работу, издавал рукописный краеведческий журнал, участвовал в экспедициях по району, печатал статьи в газетах и журналах.

Наталия Николаевна Арбузова — (1901-1979). Подвижница и энтузиастка краеведения. Работала директором краеведческого музея с 1942 по 1979 год. Не раз отстаивала музей, спасала экспонаты во время закрытия музея краеведения. Вела огромную исследовательскую работу (ею написано более 200 статей в газеты и журналы), участвовала в научных конференциях по проблемам истории родного края.Ее имя носит сегодня музей краеведения в Уржуме.

Наталия Борисовна Пентина (род. в 1913 году). Ведет на протяжении полувека большую разыскательскую работу по исследованию истории города Уржума. Ею опубликованы десятки статей в районной, областной и центральной прессе. Она активная участница оформления и сбора экспонатов для музея краеведения. Почетный гражданин города Уржума.

Александр Петрович Пентин — (1907-1996). Краевед, автор многочисленных публикаций в районной газете по истории района, крестьянского вопроса и развития промышленности, проблемам датирования времени основания города Уржума. Поэт. Активный участник краеведческого кружка при музее в 1930-1940-х годах. Занимался исследованием флоры в уезде.

Владимир Борисович Карпов — (род. в 1947 году) краевед, журналист. Автор многочисленных публикаций на страницах районной газеты, областных изданий по краеведческой тематике, соавтор книжки об Уржуме (вышедшей в 1987 году).

Клавдия Ивановна Зайцева — (1919-1994) краевед, автор многочисленных публикаций по истории села Шурма в районной газете. Ею подготовлена рукопись по истории села Шурма. Занималась исследованием истории заводов в Шурме, публиковала разыскания по Мосоловым — владельцам заводов, истории Шурминской школы, почты.

Михаил Петрович Истомин — (1901-1981) краевед, автор рукописного альбома “История села Шурма” (фонд краеведческого музея ).

Сергей Ионович Соловьев — (1900-1968) краевед. Бывший учитель Байсинской школы, автор истории села Байсы (рукопись хранится в библиотеке села).

Мария Павловна Адонина — ( 1918-1993) краевед. Долгие годы собирала материал по истории Уржумского театра (сама была актрисой этого театра в прошлом), истории села Рождественского. Выступала с инициативой создания музея Н.Сормаха героя гражданской войны). Автор публикаций по краеведческой тематике.

Вячеслав Алексеевич Окишев — (1920-1991) краевед. Создатель музея в селе Петровском. Собиратель старинных вещей. Автор рукописи „История села Петровского” и исторических разысканий по истории деревень Петровского сельского Совета (в фондах Петровской библиотеки).

Иван Александрович Верещагин — (1908-1996) краевед, автор рукописи “история села Цепочкина” (фонд краеведческого музея), автор немногочисленных газетных публикаций по истории села (районная газета).

Евстратий Иванович Бушков — краевед, автор рукописной работы „История села Русский Турек” (часть работы опубликована в альманахе “Уржумская старина”). Им же написана рукопись „История коммуны имени Крейсера аврора” (хранилась у брата в Русском Туреке).

Василий Васильевич Ширяев — краевед. Разыскатель и собиратель старинных предметов. Основатель краеведческого музея в селе Лопьял.

Любовь Борисовна Ручникова — ( род. в 1953 году) — краевед, составитель библиографического указателя (к 400 летию Уржума), заведующая краеведческим сектором райбиблиотеки, составитель тематических каталогов и картотеки по краеведению, организатор выставок, чтений к юбилейным (в истории района) датам.

Валерий Петрович Алябышев — (род. в 1948 году) краевед, занимается изучением географии Уржумского района, собирает для музея при Центре внешкольного воспитания интересные образцы минералов и полезных ископаемых, редких растений, организует туристско-крае-ведческую работу среди школьников.

Кроме названных краеведов, плодотворно работают над исследованием истории района, родных населенных пунктов: Петр Михайлович Рябов и Сергей Александрович Пушкин из села Пустополья, Татьяна Александровна Воробьева из села Русский Турек, Ольга Юрьевна Семенова из села Большой Рой, Елена Николаевна Носкова из села Шурма, Иван Иванович Баранов из деревни Савиново, Светлана Алексеевна Захарова из села Байса, Владимир Петрович Толканов и Алексей Степанович Манылов из села Лазарево, Александр Федотович Петрушин из деревни Тюм-Тюм и другие.

еще рефераты
Еще работы по москововедению