Статья: Князь Владимир (978-1015)

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего

значения, определившее дальнейший путь развития Руси — принятие хрис-

тианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира

с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от

слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем

— в ревностном обращении язычников в христианство. В первые годы свое-

го правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новго-

роде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в

970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в

Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за терем-

ным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,

затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им

жертвы, называя их богами… И осквернилась кровью земля Русская и

холм тот» (под 980 год). В благодарность богам за победу, одержанную

над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жре-

бий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество

языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но вер-

но сказано: кровь мученников — семя христиан. Погибли на Руси двое

христиан — Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с кня-

зем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и ле-

тописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения

князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие при-

зывающей благодати Божией. В «Слове о Законе и Благодати» святитель

Иларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: «Пришло на него

посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и

воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и

взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно

всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле

греческой… Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он

быть христианином и обратить всю Землю в христианство.» Понять превос-

ходство христианства над язычеством и стать христианином князю Влади-

миру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал

«добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с хрис-

тианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские хра-

мы и совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопро-

са о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий.

Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998

году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь

Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей — в 987 году в Ва-

силеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной

видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор

согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир

после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год по

Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; лето-

писец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето

6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества

Христова (6695-5508=987). Приняв христианнскую православную веру,

князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить всю Землю в

христианство». Великого князя Владимира побуждало к этому не только

религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государс-

твенными соображениями, ибо для русского народа христианизация означа-

ла приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное

развитие своей культурной и государственной жизни. Киевская Русь имела

давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь

восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления

своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, осо-

бенно в деле организации церковного управления и развития духовной

культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императо-

рами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028)

в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супру-

гой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град

различную церковную утварь и святыни — кресты, иконы, мощи, князь Вла-

димир приступил к официальному введению христианства на Руси.

Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной рели-

гии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных ос-

ложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не

обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества — волх-

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих

Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола-Перуна

сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В

назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения

в Днепр реки Почайны. «На следующий же день, — говорит летописец, -

вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось

там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по

грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а

уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была

видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ...

Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что

познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: „Христос Бог, сот-

воривший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи,

познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны.

Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против

диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу.“ Это

важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, прини-

маемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других — в

989-990 годах. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в дру-

гие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынс-

кий, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Вла-

димире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую

веру и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало

необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из

Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии -

священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке;

строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из

русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир

»приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли

кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял

идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим

городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить лю-

дей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров

в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества

Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи рав-

ноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный

триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою

«духовную Русскую Церковь». Равноапостольный князь Владимир заботился

и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 го-

оод) он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение

книжное». Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира

был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в прав-

ление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи

(под 1037 год), продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы ста-

ли умножаться, и монастыри появляться… и умножались пресвитеры и лю-

ди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей хрис-

тианских...» При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники

русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 го-

ду) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Кие-

во-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее

развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки

духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в ко-

торой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие шко-

лы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в

самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были перево-

ды новой литературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся

рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год),

«книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и

переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг

множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божест-

венным… Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их на-

писав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть ос-

новал первую на руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение

русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины хрис-

тианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси

при Яроставе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Мит-

рополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению со-

бытия Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, «для насы-

тившихся с избытком книжной мудростью». Говоря о значении христианс-

ко-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого,

вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под

1037 год): «Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и

жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир

землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял

книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая

книжное». Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению.

«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и

поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и

воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это — источники

мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаем-

ся; они — узда воздержания… Если прилежно поищешь в книгах мудрости,

то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот

беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие

беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов,

получает душе великую пользу». В конце XI — начале XII века христианс-

тво окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря

миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого

Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин

(Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и

радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век

и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монас-

тыря. Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появи-

лась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской

Церкви — Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Пра-

вославной церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие

обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; воз-

росли грахданская правоспособность и материнский авторитет русской

женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжески-

ми междоусобицами мир. «Князь, — говорил Митрополит Никифор II велико-

му князю Рюрику Ростиславовичу, — мы поставлены от Бога в земле Русс-

кой, чтобы удерживать вас от кровопролития». Историки отмечают, что

«Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на

большую высоту и упрочила связь между частями государства». Воспитывая

верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестра-

ивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского общежи-

тия под действием Церкви — таинственный и поучительный процесс в жизни

христианских обществ". Принятие христианства способствовало широкому

распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появле-

нию богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению

собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконо-

писи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы

и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на

Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других

городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и част-

ные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как

известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; приня-

тый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому мо-

наху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодо-

сия Печерского, написаное преподобным Нестором Летописцем, свидетель-

ствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по

составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал кни-

ги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые

для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок

Никола Святоша — он передал их монастырю. Большие библиотеки имели

князь Черниговский Святослав Ярославич, который «разными драгоценными

священными книгами наполнил свои клети», князь Ростовский Константин

Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии»; «богат был… книгами»

епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные книги были очень до-

роги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные

люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было пре-

имущественно духовним. Это объясняется влиянием переводной литературы

и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам хрис-

тианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то

время были в основном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане

пресвитера, написал «Слово о Законе и Благодати», получившее высокую

оценку его современников и потомков. «Нельзя не удивиться зрелости

ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и тому ораторскому

одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое слово», -

пишет историк Митрополит Московский Макарий. «Слово о Законе и Благо-

дати» в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом

при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы. Преподобный

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей

Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия

Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный

Нестор составил новый летописный свод — «Повесть временных лет», кото-

рая, по определению академика Д.С.Лихачева, является «цельной литера-

турно изложенной историей Руси». «Повесть временных лет » переведена

на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869

год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год). XI-XII века истории

Русской Церкви ознаменованы появлением канонических трудов. Они не

только переводятся на славянский язык, но и не осуществляется их твор-

ческое применение к русским условиям жизни. Этими чертами отмечены та-

кие памятники русского канонического права, как «Канонические ответы

Киевского Митрополита Иоанна II» (1080-1089), «Кириково и Илиино воп-

рошания» (1130-1156), «Определение Илии, архиепископа Новгородского»

(1164-1168). Эти памятники русской канонической мысли поражают мяг-

костью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наря-

ду со строгой требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже

на начальном этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым. Та-

ковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки Жи-

дяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько

лет Митрополитом Киевским, и русского Златоуста — святого Кирилла,

епископа Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства

зависти, учит их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо

знавший лучшие образцы ораторского искусства античности, обличал тех,

«иже прилагают дом к дому и села к селам», бичуя стяжательство и среб-

ролюбие. Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторон-

ностью, глубиной и высокими ораторскими достоинстваим. Поучения препо-

добного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов носят нес-

колько иной характер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточ-

но христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев. С Крещением Киевс-

кой Руси еще более расширились и углубились ее государственные и куль-

турные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и дру-

гими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной,

князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который

ранее женился (в 971 году) на сестре Анны — Феофании. Летописец отме-

чает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с окрестными князьями

— с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешс-

ким. И были между ними мир и любовь». Еще более оживились связи Киевс-

кой Руси с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной

степени их укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого

Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия — за

венгерским королем Андреем I, Елизавета — за Геральдом Норвежским, а

затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на Доброне-

ге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти бра-

ки, широко простирала и свое влияние в мире.

Литература:

«Русская Православная Церковь 988-1988» Издание Московской Патриархии

1988 г.

еще рефераты
Еще работы по истории