Статья: Обоснование образовательного пространства адаптивной физической культуры на основе принципа интеграции

Обоснование образовательного пространства адаптивной физической культуры на основе принципа интеграции

Кандидат педагогических наук, доцент С. Д. Антонюк, Кандидат педагогических наук, доцент С. А. Королев, Аспирантка К. В. Глинина, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тамбов

Современные педагогические исследования распространяются на все возрастные группы и практически на все сферы жизнедеятельности человека. По мнению М. К. Мамардашвили, педагогика в качестве объекта своего исследования готова рассматривать человека как субъекта, творящего особый мир культуры, как главное действующее лицо исторического прогресса. Отсюда следуют задачи объединения всех знаний о человеке и специального изучения, осмысления особенностей его функционирования и развития, его самообразования в течение всей активной жизни. Кратко этот процесс можно описать метафорой И. Пригожина: «От существующего к возникающему».

Более того, в современной педагогической теории и практике, в том числе и в теории адаптивной физической культуры, наблюдаются интегративные процессы, которые способствуют выстраиванию педагогического знания на основе философии, социологии, культурологии (этики, эстетики, эргономики, метрологии, глобалистики и т. д.) [3].

Физическая культура как часть общей культуры личности связана с творческой деятельностью по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования человека и ее социально значимыми результатами. Её функционирование и развитие можно рассматривать как акт общественного производства специфических социально-культурных ценностей [2, 5]. Адаптивная физическая культура довольно успешно и полно вписывается в проблемное поле современной физической культуры, что, безусловно, расширяет возможности проведения и оформления результатов научных исследований в русле данного направления.

В исследовании Л. И. Лубышевой обосновано понятие «пространства физической культуры и спорта» в контексте индивидуально личностного и социально организованного бытия человека, что позволяет обнаружить социальные свойства пространства, влияющие на характер поведения людей, их образ жизни и строй мысли. Содержание пространства физической культуры и спорта, его биолого-физическое и социальное наполнение обеспечивают многообразие человеческих отношений, существующих в обществе. При изучении данного пространства необходимо исходить из того, что человеческие существа в одно и то же время являются биологическими индивидами и социальными агентами, конституированными в отношении социокультурного пространства и через отношения с ним [5].

Анализируя идеи С. П. Евсеева, следует особо обратить внимание на выявленную им основную интегративную функцию адаптивной физической культуры, которая состоит в интеграции в ней как минимум трех крупных областей знаний: физической культуры (теории и методики физической культуры, теории и методики отдельных видов спорта и их групп, теории и методики физического воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации); медицины (анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики, гигиены, общей и частной патологии, психологии болезни и инвалидности); коррекционной педагогики (специальной психологии, специальной педагогики, психиатрии) и большое количество учебных и научных дисциплин [4].

В соответствии с этим в пространстве адаптивной физической культуры можно условно выделить совокупность полей-структур, в которых совершается поведение, представляющее собой функцию личности и среды (К. Левин): культурологическое, воспитательное, коммуникативное, социальное, моторно-функциональное, аксиологическое и оздоровительное поля.

Культурологическое поле выступает одной из методологических основ, обеспечивая анализ адаптивной физической культуры в системе общей культуры человека [3]. Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то физическая культура личности, по существу, отражает проявление общей культуры в специфических условиях двигательной деятельности [7]. Адаптивная физическая культура выступает как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей. В индивидуальной физической культуре интегрируются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения человека. На основе культурологического поля формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурное поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

На основе коммуникативного поля отражается потребность человека в эмоциональном контакте с другими людьми, в проявлении своих чувств и ответном понимании, ощущении включенности в какую-либо деятельность. Способы взаимодействия людей в процессе общения многообразны: это убеждение, подражание, внушение, побуждение, одобрение и др., которые реализуются с помощью речи. Несомненно, что эти и многие другие формы находят свое выражение в процессе адаптивного физического воспитания. Адаптивная физическая культура предполагает достаточно широкий спектр общения, основанный на прямой и обратной связи (учитель-ученик, ученик-ученик).

Сам характер двигательной деятельности формирует определенную структуру взаимоотношений: согласованные по точности и координации движения, перемещения в пространстве, поддержки, помощь, страховку и др., которые представляют собой невербальное двигательное общение. В результате такого общения дети-инвалиды ближе узнают друг друга, сравнивают и оценивают действия и поступки других и свои собственные.

Структурные поля адаптивной физической культуры

Сознательное и целеустремленное усвоение знаний, определенных двигательных действий характеризуется тем, какое значение они имеют для человека: если «проблемный» ребенок понял пользу и смысл физических упражнений для себя лично, то и знания в этой области могут только усилить эффект воспитательного поля адаптивной физической культуры [4, 7]. Физкультурная и спортивная деятельность, в том числе и адаптивной направленности, обеспечивает в первую очередь формирование личности человека.

С нашей точки зрения, в практике адаптивной физической культуры необходимо использовать технологии личностно ориентированного, личностно деятельностного и индивидуально-творческого обучения. Адаптивная физическая культура и спорт, формируя личность, учат человека бороться со своими слабостями, преодолевать себя, владеть своими эмоциями, налаживать межличностные отношения, что для данной категории детей особенно актуально.

Признавая необходимость развития соматопсихического компонента адаптивной физической культуры, мы утверждаем важность более глубокого обоснования ее социокультурного компонента и установления взаимосвязей между различными составляющими системы адаптивного образования.

Особенность адаптивной физической культуры заключается в ее совместной деятельности с различными социальными структурами, причем в основном эта деятельность носит интегративный характер и является, по сути дела, многофакторной. Она включает в себя социализирующие функции (формирование и воспитание поведения в обществе, усвоение социальных норм, познание своей роли в обществе); коммуникативные функции (формирование взаимоотношений и взаимопонимания, обучение общению); гуманистические функции (признание человека высшей ценностью во всей его телесной и духовной неповторимости). Социальная значимость адаптивной физической культуры состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья определенного контингента населения [1, 4, 5].

Моторно-функциональное поле обеспечивает реализацию развивающей функции адаптивной физической культуры, создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки их дальнейшего развития. Оно обеспечивает элементарное понимание закономерностей развития и функционирования организма, тела человека, способствует ломке старых и формированию новых привычек и стереотипов поведения людей, соответствующих определенному образу, темпу и качеству жизни.

Ведущей идеей концепции физической (двигательной) активности В. К. Бальсевича и В. А. Запорожанова является необходимость физического совершенствования каждого человека с учетом его индивидуальных морфофункциональных и возрастных особенностей, а также специфики его моторных способностей и личностных мотиваций. Ученые рассматривают основные закономерности управляемого развития и утилизации двигательного потенциала индивидуума, пути и средства воспитания активного отношения личности к процессу физического совершенствования, формы организации индивидуальной физической активности людей.

По нашему мнению, концепция двигательной активности в адаптивной физической культуре носит интегративный характер и довольно убедительно вписывается в теорию физической культуры, в которой на одном из первых мест также стоит проблема развития двигательного потенциала индивида [5].

По мнению С. П. Евсеева, одной из главных проблем теории адаптивной физической культуры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности, а также проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории, преодоления психологических комплексов с помощью средств и методов адаптивной физической культуры [4].

Основные ценности адаптивной физической культуры, составляющие аксиологическое поле, связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, саморегуляцией физических и духовных сил конкретного индивида. В этом единстве деятельности реализуются культурно-духовные потребности, формируются умения и навыки, происходит самоопределение. Ценностные ориентации могут быть разнообразными: это в первую очередь укрепление здоровья, формирование определенных двигательных навыков, удовлетворение эмоциональных и эстетических потребностей.

Особое внимание следует обратить также на формирование у занимающихся интереса и потребности в освоении многообразных ценностей физической культуры. В связи с этим взаимоотношения занимающихся и преподавателей целесообразно строить с учетом перевода их из объект-субъектной формы в субъект-субъектную, организовывать взаимно мотивированную творческую педагогическую деятельность на основе идей педагогики сотрудничества. По мнению С. В. Молчанова, это требует от педагога, передающего ученикам ценности физической культуры, создания особой «духовной субстанции» — образа педагогической ситуации по решению специфических задач (где происходит его взаимодействие с учениками, их межличностные отношения в совместной коллективной деятельности), которая должна характеризоваться самостоятельностью, оригинальностью, творчеством, индивидуальностью [2].

Следовательно, в системе адаптивного физкультурного образования должен быть осуществлен переход от традиционной трансляции двигательного опыта (в виде физических качеств, двигательных умений и навыков) к освоению и созданию человеком многообразных духовных ценностей физической культуры (в виде развития культуры мышления, воображения, чувств, художественного творчества и т. п.) применительно к развитию его телесности, на творческой основе феномена культуры, наиболее полно формирующей ценностно-нормативную сферу сознания личности, чего так не хватает детям с проблемами в состоянии здоровья и развития.

Поскольку оздоровление является одной из функций общей физической культуры и выполняет значительную роль в адаптивной физической культуре, нами в исследуемом пространстве выделено оздоровительное поле. Оно позволяет удовлетворить потребности личности в активном отдыхе; в нем происходят переключения детей на другой вид деятельности. Двигательная рекреация в адаптивной физической культуре представляет самый широкий арсенал физических упражнений, разнообразных игр (подвижных и спортивных) и форм занятий, она в полной мере покрывает двигательные и эмоциональные потребности человека и в наибольшей мере соответствует интересам и потребностям данной категории людей.

Таким образом, рассмотренные поля, интегрируясь в образовательном пространстве адаптивной физической культуры, открывают перед детьми с ограниченными возможностями совершенно новые перспективы:

— усиливается воздействие общества и социокультурной среды на личность ребенка;

— повышается активность самого ребенка в образовательном процессе;

— совершенствуются сами социальные отношения, которые в силу своих «специфических» требований в определенной мере оказываются недоступными для детей с ограниченными возможностями;

— меняется сама система обучения таких детей (интегрированное обучение), что соответственно открывает перед ними новые возможности.

Адаптивная физическая культура являет собой уникальные формы интеграции, которые не имеют аналогов в современном образовательном процессе. Идеи олимпизма, заложенные в адаптивном спорте, проповедуют стремление к истинному совершенству, взаимопониманию, являются мощным средством социализации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями в современное обществе.

Список литературы

1. Антонюк С. Д. Особенности физического воспитания детей группы риска / С. Д. Антонюк // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 1. — С. 56-59.

2. Антонюк С. Д. К вопросу о «срочности» педагогических эффектов в адаптивных образовательных процессах / С. Д. Антонюк, Л. Н. Макарова // Физическая культура в 21 веке: состояние и перспективы развития": Материалы междунар. конф. — Белгород. — 2004. — С. 99-104.

3. Виленский М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. — 2001 — № 7. — С. 12-17.

4. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. — Т. 1 / С. П. Евсеев. — М.: Советский спорт, 2002. — 447 с.

5. Лубышева Л. И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. — 2004. — № 2. — С. 3-11.

6. Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении / Л. П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. — 2003. — № 5. — С. 5-9.

7. Николаев Ю. М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. — 2000. — № 7. — С. 22-27.

еще рефераты
Еще работы по физкультуре и спорту