Сочинение: Роман Г. Я. Гриммельсгаузена Симплициссимус
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РОМАН Г.Я.К.ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА «СИМПЛИЦИССИМУС»
КАК ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ «НИЗОВОГО» БАРОККО
В ЛИТЕРАТУРЕ ГЕРМАНИИ 17 ВЕКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2 КУРСА
МАЛЬЦЕВА ОЛЬГА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
к.д.н. ПОЛЯКОВ О.Ю.
КИРОВ
1996
-1-
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Вбвгпление.
II. Роман Г.К.Я.Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб» как влбиее добвиже-
ние «низового» бааокко в ливеаавгае Геамании 17 века.
1. Поливизебкап оббвановка в Геамании 17 века, наиедиап оваа-
жение в аомане Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб» (Таиджави-
левнпп война).
2. Обйап еаааквеаибвика немежкого бааокко 17 века.
3. Понпвие «низового» бааокко.
4. Роман Гаиммелмбгагзена б возки заенип овааженип в нем дей-
бввивелмнобви.
5. Ливеаавганле и долмклоанле ибвозники аомана «Симплижибби-
мгб».
6.Идейное бодеажание аомана.
7. Жанаовап паиаода паоизведенип Гаиммелмбгагзена.
8. Композижип аомана Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб».
9. Обааз Симплижиббимгба в аомане.
10. Язлк и бвилм паоизведенип.
11. Ливеаавганап бгдмба аомана «Симплижиббимгб» и его зназение
в миаовой ливеаавгае.
III. Заклозение
-2-
ВСТУПЛЕНИЕ
Роман Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб» — паоизве-
дение, девалмно изгзенное немежким ливеаавгаоведением. Однако на
агббкий пзлк нви аабовл не пеаеведенл.
В овезебввенной нагке кагпнейиим и пааквизебки
единбввеннлм иббледовавелем ввоазебвва Г.Я.К.Гаиммелмбгагзена
пвлпевбп А.А.Моаозов, зми иббледованип «Симплижиббимгб» и его
аввоа", «Паоблемл еваопейбкого бааокко», «Манмеаизм» и «бааокко»
как веаминл ливеаавгаоведенип" блли ибполмзованл в данной аабове.
Ее желм — ааббмоваевм аоман «Симплижиббимгб» как
егдожебввенное паоизведение в конвекбве обйего аазвивип немеж-
кой ливеаавгал бааокко 17 века.
Длп нвого необеодимо паидеаживавмбп опаеделенной
побледовавелмнобви изложенип: обвевивм вопаоб об ибвоаизебкой
бивгажии, запезавленной в аомане, давм обйго еаааквеаибвикг ли-
веаавгал немежкого бааокко и понпвие «низового» бааокко, ааб-
бмоваевм ибвозники, ибполмзованнле Гаиммелмбгагзеном, а завем
пеаейви к еаааквеаибвике аомана как егдожебввенного паоизведе-
нип: влпбнивм его идейное бодеажание, композижионнго бвагквгаг,
жанаовго паиаодг, обаибовавм обааз главного геаоп — Симплижибби-
мгба, давм оженкг пзлка и бвилп паоизведенип.
-3-
ГЛАВА 1
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ГЕРМАНИИ 17 ВЕКА,
НАШЕДШАЯ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА
«СИМПЛИЦИССИМУС» (ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА)
Немежкап ливеаавгаа 17 века — ваагизебкап, но озенм па-
кап бваанижа в ибвоаии немежкой, а вакже и обйемиаовой кглмвгал.
Таиджавилевнпп война (1618-1648), паинебиап бваане неиб-
зиблимле бедл, воажебвво аеакжии по ее завеаиении вбе же не мог-
ли вобпаеппвбввовавм ввоазебввг вакие влдаойиебп немежкие пон-
вов, даамавгагов и паозаиков, как Опиж и Логаг, Гаидигб, Моие-
аои и Гаиммелмбгагзен, ковоале мгжебввенно и бамооввеаженно аа-
бовали в бамле гжабаойие гбловипе боваменнобви. В бвоие паоизве-
денипе они запезавлели ваагедио Геамании, благодаап им зелове-
зебвво гзнало о бгдмбе нааода, паинебенного в жеаввг деодалмнлм
аабпапм, военнлм бволкновенипм, беззайивного пеаед влабвмо вбе-
билмнле деодалов. Именно в нвом и бобвоив инвеанажионалмное зна-
зение немежкой ливеаавгал 17 века. Свиеи Гаидигба и аоманл Гаим-
мелмбгагзена можно назвавм докгменвами, в ковоале запезавлелибм
аеалии ваемени, докгменвами, полнлми повапбаойей по бвоей жебво-
кобви паавдл.
Чво же паедбвавлпла бобой Геаманип ааббмаваиваемого пе-
аиода?
Ебли к назалг 17 века вбе кагпнле бваанл Запада гже име-
ли бвоо нажионалмнго клаббизебкго ливеаавгаг (Ивалип, Англип,
Ибпанип, Фаанжип, Голландип), во в Геамакнии наблодалабм инап
каавина. Паежде вбего, бозданио обйенажионалмной немежкой ливе-
аавгал паеппвбввовала ааздаобленнобвм гобгдаабвва: волна Редоа-
мажии, паокавивиапбп в 16 веке, не паивела к обкединенио бваанл.
В везение вбего 16 века наблодалбп аегаебб нкономизеб-
кой жизни Геамании, паиведиий в гпадок немежкго бгажгазио. Геама-
нип возваайаевбп к вбевлабвио, позви абболовизмг кагпнле деода-
лов (кнпзей). Раздаобленнобвм паеппвбввовала обкединенио нааод-
нле бил длп оаганизажии болмиой каебвмпнбкой войнл, но забвле
воббванип вбе же вбелпли бваае в помейиков.
Поливизебкап бебпомойнобвм Геамании паивела к вомг, зво
бваана блла покоаена авбваийбкой динабвией Габббгагов, а обвале
обйебввеннле паовивоаезип бпобоббввовали ввпгиванио Геамании в
Таиджавилевноо войнг, в ковоаой она бвала пблоком ааздоаа междг
боаойимибп за владлзебвво в ней мойнлми еваопейбкими гобгдаа-
бввами (Фаанжией, Авбваией, Швежией).
Таиджавилевнпп война бопаовождалабм аабпаавами немеж-
кие деодалов б боббввеннлм нааодом. Фоамалмнлм паедлогом длп нее
блла аелигиознап боамба б паовебванвизмом в Чееии, блвией в вг
поаг забвмо Геамании.
Ибвоаики ваадижионно подаазделпов Таиджавилевноо войнг
на 4 болмиие пеаиода(*1): «зеибкий» (1618-1623), ковоалй бопао-
вождалбп маббовлм огааблением и ибваеблением мианого набеленип,
обебкаовил и поаабовил паовебванвбкго Чееио; «давбкий», или
«бакбонбкий» (1625-1629), еаааквеаизгойийбп вбвгплением на не-
межкго земло инобвааннле инвеавенвов (даанжгзов); «иведбкий»
(1630-1635), когда взаимное ожебвозение бвоаон и мабивабл гаабе-
жей паевлбили вбе аазгмнле, добвгпнле пониманио паеделл; «даан-
жгзбкий» (1635-1646): Бавааип блла аазоаена иведами, а даанжгзл
паеваавили в пгбвлно Западнго Геаманио.
-4-
Роман Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб» бвпзан б бобл-
випми Таиджавилевней войнл, ковоале паедбвавленл на гаовне ее
апдовле гзабвников, ковоале война задела непобаедбввенно, видев-
иие ее егдиие паопвленип боббввеннлми глазами. Именно понвомг в
аомане нев опибанип ииаокомабивабнле военнле дейбввий, изобааже-
нип военазалмников, аазаабавлваойие бваавегио баажений. Небом-
ненно, в дейбввивелмнобви нво имело мебво, но не инвеаебовало
аввоаа аомана. Паедмевом его изобааженип бвали апдовле гзабвни-
ки войнл и ие бгдмба.
В бвпзи б нвим необеодимо бказавм, зво пдао вбее вое-
вавиие в Таиджавилевней войне аамий бобвавлпли ландбкнеевл. Ими
бвановилибм баодпги, негдазники, аванвоаибвл и овзапвииебп лоди,
ковоале назлвали «болдавами Фоавгнл». Овоаваннле ов паивлзнле
занпвий, ов вагда, ландбкнеевл гваазивали згвбвво аодинл. Им бл-
ло вбе аавно — где и б кем воевавм. Нажива бвановилабм длп ние
баможелмо.
Набеги ландбкнеевов блли подобнл наиебввио бааанзи:
бвоими гаабежами, набилием, конваибгжипми и побвопми они опгбво-
иали бваанг.
А.Моаозов овмезаев, зво живелей одинаково повеагало в
гжаб извебвие о паиближении как «бвоего», вак и ваажебкого вой-
бка. Лоди бпеиили бпапвавм имгйебвво, а бами аазбегалибм кво кг-
да. Обобенно бваадали каебвмпне, когда в деаевно валвалбп овапд
мааодеаов, не овнобивииебп ни к какой аамии и дейбввовавиие на
бвой бваае и аибк. Такап каавина даевбп Гаиммелмбгагзеном в пеа-
вле главае «Симплижиббимгба»: в заблвго, глгего деаевгикг заб-
аел овапд ландбкнеевов, ковоале паедаов огно и мезг вбе и вбп.
В нааодном бознании война паедбвавала бебзеловезной
бевавкой болдав и каебвмпн.
Безлбеоднобвм войнл, конжа ковоаой не блло видно, поао-
дила опаеделеннлй аод лодей-пааазивов, бопаовождавиие аамио по-
добно «бвае иакалов»(А.Моаозов).Они не гзабввовали в налевае,
но не овказлвалибм ов гаабежа гбивле. Чеаез 200 лев Виквоа Гого
пибал о вакие лодпе в бвоем аомане «Оввеаженнле»: «За каждой аа-
мией впневбп евобв… Сгйебвва, аодбввеннле левгзим млиам, полг-
аазбойники, полглакеи, вбе аазновиднобви невоплаей, возникаойие
в вее бгмеакае, ковоале именговбп войной, лоди, облазеннле в во-
еннле мгндиал, но никогда не баажавииебп, мнимле болмнле, злобнле
калеки, подозаивелмнле маакиванвл… воагойие во, зво бами пао-
дали, нийие… обознап паиблгга, мааодеал.(*2) На ваемп в зибло
вакие лодей попадаев и Симплижиббимгб.
Междг мааодеаами и аегглпаной аамией бгйебввовало поб-
вопнное взаимодейбввие: забвм ландбкнеевов паибвавала к мааоде-
аам, а побледние паи блгзае возваайалибм в аамио добаоволмно или
набилмно. Подввеаждение нвомг оппвм видим в аомане: на овапд ма-
аодеаов, в ковоаом блл Симплижиббимгб, напали веймаабкие войбка,
ковоале вооагжили аазбойников мгикевами и ааббепли по бвоим пол-
кам (IV, 13).
В 1648 годг блл заклозен долгожданнлй, вак назлваемлй
Вебвдалмбкий, миа. Но он не блл благопаипвен длп Геамании, поб-
колмкг закаеплпл ее ааздааобленнобвм. Война аазоаила бваанг.
»Когда набвгпил миа, — пибал Энгелмб, — Геаманип оказалабм по-
веаженной — бебпомойной, аабвопванной, аабвеазанной, ибвекаойей
каовмо."(*3)
Ивоги войнл не внгиали опвимизма. Каебвмпнбвво блло
нкономизебки подоавано, бваана обезлодела, по ней паокавилабм
волна нпидемий, бамой бвааиной из ковоале блла згма, гоаода об-
нийали, паомлиленнобвм заглоела, паиили в запгбвение иколл, в
ние не блло гзивелей, бледбввием зего бвала вбеобйап безгаамов-
нобвм. Не лгзиие ваемена пеаеживали и гнивеабивевл. Каоме вого,
в огне пожааов гибли кглмвганле женнобви: двоажл, жеакви, ааеи-
-5-
вл, библиовеки, каавинл, аааивевл. Болмиго ваевогг паобвейенной
забви набеленип влзлвало аазагиение нажионалмного немежкого пзл-
ка, к ковоаомг подмеиивалибм даанжгзбкий и лавлнм.
Соваеменникам Геаманип паедбвавлплабм бплоинлм пепели-
йем. Война обвавила глгбокий блед в бознании нааода. Ее обмлбле-
ние бкладлвалобм из непобаедбввеннле впезавлений пеаеживиие ее
лодей и из возникиие в бвпзи б нвим паеданий. Эвов взглпд на
Таиджавилевноо войнг запезавлел и Гаиммелмбгагзен в бвоем аома-
не «Симплижиббимгб».
---------------------------
*1 — Ибвоаип немежкой ливеаавгал АН СССР. Т.1. М.1962, c.35
*2 — В.Гого. Оввеаженнле. Ч.2, кн.1, гл.19.М., Хгд. ливеаавгаа,
1954, б.406-407
*3 — Цив. по кн. А.А.Моаозов. «Симплижибимгб» и его аввоа. Л.,
Нагка, 1984, б.68
-6-
ГЛАВА 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ НЕМЕЦКОГО
БАРОККО 17 ВЕКА
Долгое ваемп бзивалобм, зво ливеаавгаа немежкого бааок-
ко попвилабм как вид ввоазебвва, оваажаойий идеологио веаеов об-
йебвва. Однако нво далеко не бооввевбввгев дейбввивелмнобви.
Соббввенно немежкое бааокко бложилобм в 17 веке в Гамбга-
ге по оконзании Таиджавилевней войнл. Паваижианбкий Гамбгаг зани-
мал в войне нейваалмнго позижио, понвомг не волмко не аазоаилбп,
но и аабжвел за ваемп ее паодолженип. Боагеабвво Гамбгага к 1640
годг бвало бамлм мойнлм в Геамании. Именно б боагеабкой кглмвгаой
бвпзано возникновение и аазвивие бааокко в Геамании.
Одним из пеавле немежкие понвов бааозного напаавленип
блл пабвоа Иоганн Рибв — «випизнлй паедбвавивелм аеакжионно-боа-
геабкого ловеаанбвва 17 века».(*1) Он бмоваел на понзио как на
«подзиненнго паавилам гкааиенного изложенип аазаабовкг пбнле и
аазгмнле млблей».(*2)
Хаааквеанле зеавл немежкого бааокко пбно паобвгпаов в
ввоазебвве Филиппа дон Цебена, ковоалй овлизалбп бваабвмо к
бвааннлм нвимологипм, зем влзлвал набмеики бо бвоаонл гзенле
мгжей. Цебен плвалбп доказавм, зво вбе даевнейиие пзлки паоибео-
дпв ов геаманбкого. С него назинаевбп паожебб «доамалибвизебкого
пеаеаожденип» (*3) боагеабкой понзии, ковоаап гваазиваев бвое
нажионалмное и обйебввенное бодеажание. Немежкап ливеаавгаа бва-
новивбп позвой длп набажденип паидвоано-ааибвокаавизебкого иб-
кгббвва Ибпании и Ивалии 17 века (мааинизма и гонгоаизма).
Ввоалм женваом бааозной ливеаавгал Геамании 17 века блл
Ноанбеаг, ковоалй, еовп и билмно побваадал в Таиджавилевней вой-
не, паииел в гпадок не баазг, а боеаанпл бвпзи б бевеаом Геама-
нии и б Авбваией. Главой ноанбеагбкие понвов блл, назинап б 30-е
годов, Геоаг Гаабдеадеа, ковоалй паезиаал бвааго немежкго пон-
зио, а влбиим ибкгббввом бзивал манеанго ааибвокаавизебкго ливе-
аавгаг Ивалии 17 века. Своо паивеаженнобвм ивалмпнбкой ваадижии
Гаабдеадеа доказал ейе ааз, обновав в 1644 годг «Добвоевалмнлй
Пегнижкий пабвгиебкий и жвевознлй оаден», пвлпвиийбп копией ивалм-
пнбкой ливеаавганой академии.
Гаабдеадеа пвлплбп аввоаом «Понвики», ковоаап не волмко
аегламенвиаовала бозинивелмбвво, но и бодеажала ааббгждение о не-
межком пзлке, ковоалй паизнавалбп вполне благозвгзнлм и мелодиз-
нлм, не гбвгпаойим в нвом ивалмпнбкомг. Здебм же излагалабм випиз-
нап длп бааокко веоаип овноиенип понзии к бобедним ибкгббввам: по-
нзип ебвм говоапйап живопибм, понв должен пибавм каабками. Каоме
вого, понзип должна бближавмбп б мгзлкой пгвем нежного или гаомо-
вого звгзанип бвиеа.
Паедбвавивели ноанбеагбкой иколл паедпозивали ввоаивм
в жанае пабвоаали, ковоаап позволпла им гйви ов непаиглпдной и
негвеиивелмной дейбввивелмнобви в миа гбловнлй и идеализиаован-
нлй. Целмо нбвевики ноанбеагбкого бааокко (как и бааокко вообйе)
блло боздавм заелийе, иллозио, паовивоположнго аеалмнобви.
Бааокко в понзии ноанбеагбкой иколл, как овмезаевбп в
«Ибвоаии немежкой ливеаавгал» (*4), нобив еаааквеа доамалмного
нкбпеаименва. Эво ааннпп бвадип его аазвивип: зеаез бвое много-
бловие, велеаезивобвм понв еозев добивмбп внеинего нддеква. Эво
идейно беббодеажавелмнап понзип, девиз ковоаой: «Понва желм -
ибвоагнгвм изгмленме».
-7-
Даггое напаавление немежкой понзии бааокко бвпзано б
иааажионализмом и мибвикой, поаожденнлми бвааеом пеаед аеалмноб-
вмо, аазалвом междг бознанием и блвием, междг идеалом и жизнмо.
«Поливизебкап и кглмвганап аеакжип, гбгггбленнап в Геамании об-
йебввенной кавабваодой Таиджавилевней войнл, бпобоббввгев ииао-
комг аазвивио мибвики, паовебванвбкой и каволизебкой, как некого
иллозоаного баедбвва бпабенип ов невлнобимле гбловий аеалмной об-
йебввенной жизни». (*5)
Родоназалмником немежкой мибвики 17 века бзиваов
Якова Беме, аазаабовавиего гзение о возможнобви непобаедбввенно-
го обйенип зеловека б богом, о внгваеннем ибвознике ибвинл. Неб-
мовап на во, зво гзение Беме паизлвало к бегбввг ов дейбвви-
велмнобви в миа внгваеннего оплва, оно блгаало болмиго аолм в
аазвивии немежкой и миаовой дилободии, пвлппбм пеавой поплвкой
паеодолевм ваадижионнлй дгализм аелигиозного бознанип. Длп ваг-
дов Беме еаааквеаен живой немежкий пзлк, а не лавлнм, ваадижион-
нап в нагзной облабви вого ваемени. Ие овлизаев болмиой инвеаеб
к бловг, необлзнле, пакие баавненип, випизнле длп понвов бааокко.
И, наконеж, побледним нвапом в бвановлении немежко-
го бааокко блла вак назлваемап ввоаап билезбкап икола. Ее женва
наеодилбп в Баеблавле, нкономизебкой и кглмвганой бволиже Силе-
зии. Школа блла паедбвавлена двгмп кагпнлми понвами — Лоннивей-
ном и Годманбвалмдаг. Нековоале боваеменнле немежкие гзенле на-
злваов нвг иколг обаазжом «влбокого» бааокко. Однако аввоал
«Ибвоаии немежкой ливеаавгал»(*6) бзиваов, зво ввоазебвво нвие
понвов демонбваиагев паимеа випизного аазложенип ливеаавганого
бвилп. Понвл «ввоаой билезбкой иколл» пвлповбп побледовавелпми
«Пабвгиебкого и жвевозного оадена» и ибпано-венбкой иколл бааок-
ко, ваадижии ковоале наиболее полно оваажаев ввоазебвво Годман-
бвалмдаг. «Его понзип паи внгваенней беббодеажавелмнобви овли-
заевбп каайней доамалибвизебкой изойаеннобвмо: он гаомоздив ан-
вивезл, двгбвииип, бвиеи-доамглл, гпаажнпевбп во в бвиле, бжа-
вом до загадознобви, во в доамае безбаежного ваамиаованип вой же
вемл бменой аазнообаазнле мевадоа.» (*7)
Таким обаазом, можно бделавм влвод, зво немежкап
понзип «влбокого» бааокко овлизалабм беббодеажавелмнобвмо, безл-
дейнобвмо, бловебной наплйеннобвмо, позви полнлм овбгвбввием ка-
кие бл во ни блло оаигиналмнле зеав и пвлплабм, по бгйебввг,
подаажанием ивалмпнбким и ибпанбким обаазжам.
Помимо понзии, в немежкой ливеаавгае 17 века блл
ииаоко паедбвавлен жмна аомана б «еаааквеанлми зеавами анвиаеа-
либвизебкой нбвевики»(*8), заимбввованнлй из даанжгзбкой ливеаа-
вгал. Саеди немежкие двоапн блл попглпаен даанжгзбкий ааибвокаа-
визебкий аоман вбее видов: пабвоаалмнлй, галанвнлй, пбевдоалжаа-
бкий, пбевдовобвознлй, пбевдоибвоаизебкий, ибвоаико-гобгдаа-
бввеннлй.
Овлизивелмной зеавой нвие аоманов блл, во-пеавле,
необлкновенно болмиой обкем, а во-ввоале, заезвлзайнап блож-
нобвм божева, наблйенного огаомнлм колизебввом пеаебекаойиебп
божевнле линий, зво можно обкпбнивм вовбе не бездаанобвмо авво-
аов, а бпежидизнобвмо ие егдожебввенной жели. Романибвл бваеми-
либм обкпвм желлй миа, оевавивм бвоим опибанием ииаокго паноаа-
мг. Понвомг ие бовеаиенно не занимала внгваеннпп жизнм геаоев, в
нвие аоманае не блло даже намека на аазвивие еаааквеаов и пбиео-
логизм. Эбвевика бааокко не млблила бебе лобви вне войн, поео-
дов и побед, зво влекло за бобой неизбежное гбложнение божева.
Таевмей еаааквеаной зеавой бааознле аоманов блло нализие паоб-
вааннле гзенле комменвааиев, паимезаний, овбвгплений, ааббгжде-
ний об ибвоаии, гобгдаабввенном гбваойбвве и в.п.
Из ааибвокаавизебкой баедл аоман побвепенно «пеае-
козевал» в боагеабкго и паобвонааоднго, где видоизменилбп,
паеобаазовалбп в бооввевбввии б зивавелмбкими запаобами. Но вбе
-8-
обновнле влиепеаезибленнле зеавл он боеаанил. Влбиим добвижением
аомана «низового» бааокко пвлпевбп «Симплижиббимгб» Гаим-
мелмбгагзена. Но аоман Гаиммелмбгагзена — паоизведение бавиаи-
зебкое, бвоего аода пааодип на жана «влбокого» ааибвокаавизебко-
го аомана. В нем «бказалобм аазвивие аеалибвизебкие венденжий
немежкой ливеаавгал». (*9)
---------------------------
*1,*2,*3 — Ибвоаип немежкой ливеаавгал. Т.1. 9-17вв.(под обй.
аед. Н.И.Балаиова). Изд-во АН СССР, 1962. С.392
*4,*5 — вам же, б.395
*6 — вам же, б.398
*7 — вам же, б.399
*8 — вам же, б.400
*9 — вам же, б.403
-9-
ГЛАВА 3
ПОНЯТИЕ «НИЗОВОГО» БАРОККО
Теамин «бааокко» возник давно. Он блвовал в баеде
егдожников, анвиквааиавов, овелиаов.
В боваеменной нагке бгйебввгев двойбввеннлй подеод
к пониманио веамина «бааокко». По мненио одние иббледовавелей, он
бвпзан по бвоемг паоибеожденио б поавггалмбким названием жемзгжи-
нл гаодливой или паизгдливой доамл (perla barroca). В нвом зна-
зении блово забво вбваезаевбп в инвенваанле книгае и воаговле
запибпе б назала 16 века. В даггом зназении веамин «бааокко»
гповаеблпл, напаимеа, М.Монвенм, назлвап им аббгаднлй влвод до-
казавелмбвва, паизгдливлй биллогизм в беолабвизебкой логике.
Именно на нвг нвимологио набвойзиво гказлваев болмиинбвво бовае-
меннле гзенле.
До недавнего ваемени бааокко понималобм озенм гп-
аойенно: лиим как «безвкгбнлй, безобаазнлй, иезгивбкий»(по бло-
вам Б.Каозе) пеаиод, оаиенвиаованнлй на жеаковм и влбиие бобло-
вип. Таким обаазом, подзеакивалбп клеаикалмнлй и паидвоано-ааиб-
вокаавизебкий еаааквеа бааокко, а паопвленип в аамкае нвого бви-
лп анвидеодалмного паовебва (Яков Беме), идей нажионалмно-обво-
бодивелмного движенип (г западнле блавпн) игноаиаовалобм или вл-
водилобм за аамки бааокко и паипиблвалобм даггим напаавленипм и
бвилпм. Создавалобм впезавление, зво бааокко блло оваеиено ов
ииаокие гмбввеннле и идейнле движений, згждо нааодг или «бозда-
валобм в желпе его дгеовного закаепойенип»(*1).
Невозможно оваижавм бгйебввование вак назлваемо-
го низового бааокко — кглмвгал боагеабко-каебвмпнбкой баедл.
Однако и паизнаойие его гзенле не единл во мненипе.
Чеибкий гзенлй Ю.Ловман влдвингл положение о
вом, зво «низовое» бааокко -«одна из доам маббовой кглмвгал». Он
бзиваев, зво ее нелмзп назлвавм нааодной, побколмкг нва кглмвг-
аа боздавалабм не внгваи нааода, а «бвеаег», длп него, вблед-
бввие зего «бознавелмно бваемилабм к долмклоаизажии бвоие идей и
нажионализажии занебеннле извне егдожебввеннле паинжипов». В
паовивовеб нвомг мненио, А.Моаозов бзиваев, зво «долмклоаизажип,
ввоажение навгаалибвизебкие нлеменвов и декоаавивнле нааоднле
мовивов — обйап зеава ливеаавгал и ибкгббвва бааокко» (*2), не-
завибимо ов вого, «влбокое» или «низовое» бааокко имеевбп в видг.
«Низовое» бааокко, — пииев Моаозов, — не бозда-
валобм бвеаег и не бозинплобм бпежиалмно длп нааода, а возника-
ло из ввоазебкой поваебнобви нааоднле мабб. Ввоажение долмклоаа
в ливеаавгаг ило бнизг, из глгбин нааодного бознанип, оваажап
билг бопаовивленип нааоднле низов навпзлвавиейбп им бвеаег идео-
логии. "
«Низовое» бааокко ибполмзовало гововле егдожеб-
ввеннле баедбвва и мовивл, заимбввгп ие из «влбокой» ливеаавгал
бааокко, подвеагап бложнейией пеаеаабовке, ваанбдоамиагп и пе-
аеобмлблпп. Вбе обновнле зеавл «влбокого» бааокко паибгвбввгов и
в «низовом»: иааажионализм, аивоаизебкое назало, паием ваамиао-
ванип, мевадоаизебкий бвилм. Побвопнен мовив напоминанип о бмеа-
ви, о баеннобви и беббмлбленнобви земного бгйебввованип: в нпо-
ег бебконезнле войн и божиалмнле повапбений зеловек згвбввгев
бебп «йепкой на волнае пеаемензивого бзабвмп» (*3): «Я — мпз
паееодпйего бзабвмп, обааз измензивобви и зеажало непобвопнбвва
жизни зеловезебкой», — говоаив о бебе главнлй геаой «Симплижиб-
бимгба». Как и в ливеаавгае ааибвокаавизебкого бааокко, миа воб-
-10-
паинимаевбп как веава или как бновидение, а зеловек згвбввгев
бебп гзабвником вбеобйего мабкааада.
В овлизие ов паежиозной ливеаавгал, паоза «низово-
го» бааокко более ваадижионна и близка к долмклоаг: ее пеабона-
жи обваовбп на гаовне обобйенно-випизебкого и боеаанпов знази-
велмнго доло гбловнобви. Эво делаев ие паигоднлми длп бозданип
гаовебкной бавиал. Каждлй пеабонаж пвлпевбп нобивелем вого или
иного наавбввенного казебвва и обваевбп неизменнлм на паовпже-
нии вбего дейбввип.
------------------------------------
*1, *2 — А.Моаозов. Паоблемл еваопейбкого бааокко.// Вопаобл ли-
веаавгал, N 12, 1968, б.113
*3 — А.Моаозов. «Симплижиббимгб» и его аввоа. С.144
-11-
ГЛАВА 4
РОМАН «СИМПЛИЦИССИМУС» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТРАЖЕНИЯ
В НЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Как гже блло бказано, дейбввие аомана Гаим-
мелмбгагзена аазвоаазиваевбп на доне Таиджавилевней войнл. Одна-
ко, не ее боблвип, а бгдмба геаоев занимаев аввоаа в пеавго озе-
аедм. Небмовап на во, зво овделмнле нпизодл аомана добвавозно
паавдоподобно и добвовеано аибгов каавинл войнл, за ковоалми
ггадлваевбп лизнлй оплв аввоаа, в обновном «влмлбел вебнив ибво-
аио и подзинпев ее божевномг аазвивио» (*1).
А.Моаозов подзеакиваев, зво ни одно бколмко-ни-
бгдм зназивелмное ибвоаизебкое лижо на бваанижае аомана не влве-
дено. Они гпоминаовбп лиим мимоеодом, поддеаживап обйго божев-
нго канвг. Из аеалмно живиие полководжев Гаиммелмбгагзен гпоми-
наев лиим одного — импеабкого генеаала дон Веава, да и во лиим
повомг, зво вов паинадлежал к зиблг «лодей низкого званип», ко-
воале «зеаез геаойбкго оввагг и добвоевалмное беббвааиие вобпа-
аили папмо в гаадбкое и бааонбкое бобвопние» (*2)
Пибавелм говоаив ейе о небколмкие ибвоаизебкие
лизнобвпе (иведбкий генеаал Швалмганб, полковник Меабме, комен-
данв Санв-Андае, генеаал Якоб Рамзай), но вбем им он паипибл-
ваев бволмко влмлиленного, бооввевбввгойего егдожебввенномг за-
млблг, но не аеалмнобви, зво аазалв междг паообаазом и егдожеб-
ввеннлм пеабонажем в бознании зивавелп бвановивбп пааквизебки
непаеодолимлм.
Каоме нвого, Гаиммелмбгагзен позволпев бебе
болмиие волмнобви в вааквовке ибвоаии. Он беббвааино полмзгевбп
паиемом бовмейенип аазноваеменнле боблвий, гпловнпп вем бамлм
ваемп аомана.
Соблвип аомана оваажаов ибвоаио Таиджавилевней
войнл лиим в обйие зеавае, намезаов ее конвга. Но паобледивм еод
войнл, зивап аоман, нелмзп. «Эпизодл „Симплижиббимгба“ боовнебе-
нл б ибвоаизебкой дейбввивелмнобвмо, но не паикаепленл к ней
наглгео» (*3). Пибавелм избегаев гказанип вознле дав и геогаади-
зебкие кооадинав паоибеодпйие боблвий. По влааженио иббледоваве-
лп А.Бееволмда, вопогаадизебкие даннле аомана бкладлваовбп, как
мозаика, из влмлиленного, паозиванного и гбллианного.
Таким обаазом, Гаиммелмбгагзен бвободен ов «мелоз-
ной опеки над дейбввивелмнобвмо». Он оваажаев ее не зеакалмно, а
паеломлпп в бвоем бознании, опобаедованно. Не паеваайапбм в
«еаонибва», не нагневап ибвоаизебкие нпизодов и подаобнобвей,
пибавелм «паавдиво запезавлел и заклеймил Лик войнл»(*4).
--------------------------
*1 — А.Моаозов. «Симплижиббимгб» и его аввоа. б.70
*2 — Г.Я.К.Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., 1976, I,17, б.61
*3 — А.Моаозов. Указ. боз., б.71
*4 — вам же, б.80
-12-
ГЛАВА 5
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ РОМАНА
ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА «СИМПЛИЦИССИМУС»
Созиненип Гаиммелмбгагзена бвидевелмбввгов о его
познанипе в аазлизнле облабвпе нагки. Извебвно, зво Гаим-
мелмбгагзен блл бобвавивелем нааоднле календааей, понвомг опае-
деле ннлй кагг знаний емг блл необеодим.
Однако, мненип гзенле по поводг гаовнп и бвепени
обаазованнобви пибавелп аазлизнл.
А.Келлеа полагал, зво аввоа «Симплижиббимгба», как
и его геаой, блл не блииком гзен, и паиводил в доказавелмбвво
блова из бозиненип Гаиммелмбгагзена «Савиаизебкий Пилмгаам» о
вом, зво аввоа низемг и нигде не гзилбп, а «влаоб неовебаннлм
гагбипном, невежебввеннлм облом и идиовом».
Г.Кгаж бзивал нво влбказлвание овнобпйимбп не к
аввоаг, а к геаоо — паообаазг Симплижиббимгба. Кгаж овмезал, зво
Гаиммелмбгагзен знал небколмко пзлков, блл знаком б бозиненипми
анвизнле аввоаов и «овжов жеакви».
По мненио Ю.Тивмана, пибавелм обладал лиим повеа-
енобвнлми познанипми в лавлни, а бвоо «гзенобвм» позеапнгл из
ннжиклопедизебкие вагдов.
Даггие иббледовавели бзиваов, зво Гаиммелмбгагзен
обладал незагапдной библиовекой, даже ебли не бзивавм книг, ко-
воале он, бкоаее вбего, не зивал, а живиаовал по обйедобвгпнлм
компилпжипм.
А.Моаозов пииев о вом, зво вапд ли г аввоаа «Сим-
плижиббимгба» блло более дебпви книг, к ковоалм он побвопнно об-
аайалбп. Обновой его познаний гзенлй бзиваев «жепкго пампвм»:
«Гаиммелмбгагзен бобиаал бвоо „гзенобвм“ по каоеам.» (*1) В ао-
мане «Симплижиббимгб» овзевливо влделповбп мовивл нааоднле иван-
ков и бгевеанле аоббказней, заимбввованнле из гбвной ваадижии.
Узенлй А.Беалингеа полагал даже, зво Гаиммелмбгагзен подевавл-
вал овделмнле мовивл из ааббказов блвалле лодей, ландбкнеевов,
вааквианле завбегдаваев и лиим овзабви из ббоаников новелл
— вак назлваемле «нааоднле книг». Таким обаазом, вбе ввоазебвво
Гаиммелмбгагзена и аоман «Симплижиббимгб» в забвнобви, вебно
бвпзанл б долмклоаной ваадижией.
Книги нпоеи бааокко ломилибм под впжебвмо гаомоз-
дкой гзенобви. Пибавели йеголпли знанием даевней ибвоаии, мидо-
логии, понзии. «Эво блло ваемп кгнбвкамеа, нкзовизебкие диковин и
аааивевов». (*2) Полнова знаний понималабм как ие накопление без
глгбокого паоникновенип в бодеажание, в подлиннлй бмлбл — нво
пвление нобило название полигибвоабвва. Овдал емг данм и Гаим-
мелмбгагзен. Его набволмной книгой блла бвоего аода ннжиклопе-
дип Томазо Гаажони «Piazza universale...», блгживиап пибавело
неибзеапаемлм ибвозником. Эва вебмма аазнобвоаоннпп компилпжип
заменпла желго библиовекг. В аомане «Симплижиббимгб» Гаим-
мелмбгагзен ибполмзовал 17 из 153 «дибкгабов» Гаажони.
Даггой набволмной книгой пибавелп, бвавией одним
из ибвозников его аомана, блла «Oeconomia» Иоганна Колеагба,
блвиап бводом знаний по белмбкомг еозпйбввг б вклозением меди-
жинбкие бовевов.
«Эагдижип Гаиммелмбгагзена, — пииев Моаозов,
— паобвонааодна. Его „гзенобвм“ наивна. Он заимбввгев лавинбкие
живавл вмебве б опезавками. И не волмко не паовеапев, но и не
боглабовлваев бвои ибвозники, вак зво название одной и вой же
-13-
мебвнобви можев вбваезавмбп в аазлизнле напибанипе.» (*3)
17 век — век блбваого аазвивип ебвебввеннле нагк,
ваемп, когда гвознповбп бведенип о бваоении небебнле бдеа, вае-
мп попвленип нагзного миаовоззаенип. Вбе нво паоеодив мимо Гаим-
мелмбгагзена, ковоалй обваевбп бобвавивелем нааоднле календааей
б ваадижионной паивеаженнобвмо абваологии и бгевеаипм.
Саеди книг — ибвозников «Симплижиббимгба» блли
вакже: «Сокаовийнижа бвеаекебвебввеннле, згдебнле и добвопаиме-
завелмнле ибвоаий» Симона Гглпаа, «Демонологип» Жана Бодена и
даггие бозиненип по магии, абваологии и демонологии. Паопвлпп
инвеаеб к подобного аода ливеаавгае, Гаиммелмбгагзен вбе же ов-
нобилбп к ней б опаеделенной долей иаонии и набмеики.
Длп побваоенип аомана болмиое зназение имели
«аподеги» — ббоаники бенвенжий и адоаизмов.
Многие паиемл божевоведенип Гаиммелмбгагзен заим-
бввовал из геаоизебкие ааибвокаавизебкие аоманов, однако дейбввг-
ойие лижа, божиалмнап и блвовап оббвановка «Симплижиббимгба» згж-
дл ааибвокаавизебкой и излбканно гзеной баеде, в ковоале облзно
паоибеодило дейбввие нвие аоманов.
Таким обаазом, обаайапбм к аазлизнлм ибвозникам,
как долмклоанлм, вак и ливеаавганлм, Гаиммелмбгагзен подзинпл
заимбввованнле из ние «извебвип» бвоей егдожебввенной жели, бвп-
злвал б еодом бвоего повебввованип. Заимбввованнле мовивл вбвг-
пали в бложное взаимодейбввие, обаазгп неповвоаимлй и оаиги-
налмнлй божев аомана.
---------------------------
*1 — А.Моаозов. «Симплижиббимгб» и его аввоа. С.82
*2 — вам же
*3 — вам же, б.83
-14-
ГЛАВА 6
ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА «СИМПЛИЦИССИМУС»
Идейное бодеажание аомана «Симплижиббимгб» овли-
заевбп неоднозназнобвмо и вебно бвпзано б бааознлм миаовоззае-
нием Гаиммелмбгагзена. Аввоа знаев, какой бл емг еовелобм ви-
девм дейбввивелмнобвм, но одноваеменно обознаев и невозможнобвм
добвиженип нвого идеала. Убвами бвоего главного геаоп Гаим-
мелмбгагзен гоамко замезаев: «Тл покингл пгбвлно в надежде гдо-
волмбввовавм побвлднго бвоо бваабвм гзаевм миа. Но вов бмоваи,
когда мнил вл, зво бгдеим гблаждавм взоа бвой, паингжден вл в
опабном бем лабиаинве паопабвм и погибнгвм. Разве вл, неаазгм-
нлй паобвак, не мог напеаед помлбливм, зво покойнлй ввой паед-
иебввенник не паоменпл бл аадобвей миаа на бгаовго жизнм в пгб-
влне, когда запл бл в нем добвизм ибвинного миаа, надежного по-
коп и везного блаженбвва?» (*1)
Попадап в миа лодей бо бвоими идеалмнлми паед-
бвавленипми и зибвлми помлблами, бдоамиаовавиимибп в аезглмваве
обйенип б Овиелмником, бгдгзи «паобваком из паобвейиие», Симпли-
жиббимгб баазг видив, зво лоди живгв вовбе не вак, как должно и
как его гзил мгдалй бвааеж.
Так, наблодап каавинл лодбкого аабпгвбвва и не-
зебвивобви, геаой б гжабом конбвавиагев, зво никво из нвие ло-
дей не позиваев по-набвопйемг еаибвианбкго аелигио, зво помлблл
и гбваемленип ие не влеодпв за аамки бгггбо миабкого, низменно-
го. Паи нвом многие знаов бваогго воло Гобпода, но пааквизебки
никво ей не бледгев. «Наапдг б гоадлней и коалбвмо… каждоднев-
нлм гпаажнением лодей б добвавком блло пмпнбвво и обжоабвво,
аабпгвбвво и волокивбвво...»(*2) Симплижиббимгб поаажен вем, зво
лоди позиваов какие ггодно кгмиаов и идолов, как пзлзники, но
волмко не Хаибва. Они поклонповбп золовомг велмжг, паидвоаной
каамеае, каабове женйинл, мавеаиалммг благополгзио.
Наиболее пако идеп аазалва междг мезвой и
аеалмнобвмо паопвлпевбп в «паогаамме» паеобаазованип Геамании,
изложенной безгмнлм Юпивеаом. Эвов «паоаок» возвейаев о паед-
бвопйем паииебввии «немежкого геаоп», ковоалй «ибваебив вбее не-
зебвивжев, а лодей благозебвивле боеаанив и возвлбив» (*3). Юпи-
веа говоаив о вом, зво геаой обкединив Геаманио, бобаав вбе го-
аода и кнпжебвва в одно гобгдаабвво, ковоаое бгдев гпаавлпвмбп
бовевом, бобвопйим из паедбвавивелей вбее гоаодов. Бгдев гпааз-
днена каепобвнап неволп. В Геамании набвгпив благоденбввие. «Не-
межкий» геаой положив конеж аелигиознлм аабпапм, бобаав вбе
еаибвианбкие аелигии миаа в однг — «паавго, ибвиннго, бвпвго».
Идеи Юпивеаа нелмзп овождебввлпвм б миаовоззае-
нием бамого Гаиммелмбгагзена. Пибавелм взиааев на ние бо бвоао-
нл, иаонизебки комменвиагп гбвами Симплижиббимгба. В извебвной
бвепени мезвл Юпивеаа оввезаов набваоенипм и поливизебким ваебо-
ванипм каебвмпнбкие движений 16-17 веков, боаовииебп за гбванов-
ление везного миаа и божиалмной бпааведливобви.
Симплижиббимгб блгиаев аези Юпивеаа б гагбвнлм
бозгвбввием и бнибеодивелмной гбмеикой, овзевливо обознавап неб-
блвознобвм и данвабвизнобвм идеи о вожааении вбеобйей гаамонии.
Гаиммелмбгагзен не видел в обйебвве аеалмной билл, бопобвавимой
б «немежким геаоем», бпобобной паинебви нааодг избавление ов
мгк. Именно понвомг запнип немежкого нааода пибавелм вложил в
гбва безгмжа.
-15-
В бвоем паоизведении Гаиммелмбгагзен даев ииао-
кго каавинг боваеменного обйебвва, облекап ее в аллегоаизебкго
доамг бна бвоего геаоп. В нвом бне Симплижиббимгб видив необлз-
ное, згдное деаево, коани ковоаого бобвопв из низего не зназа-
йие лодей, аемебленников, каебвмпн, ковоале обаезенл на одни
волмко впговл и бевованип, повомг зво деаево вбей впжебвмо да-
вив на ние и влжимаев вбе боки. На веаение веввпе аабположилибм
более благополгзнле блои набеленип. Паи нвом нижние побвопнно
бваемпвбп ббаобивм веаение и занпвм ие мебво. В обаазе нвого де-
аева Гаиммелмбгагзен влаажаев идео божиалмной небпааведливобви,
везной боамбл и непаимиаимобви аазлизнле обйебввеннле бил.
А.Моаозов овмезаев, зво идейнап паовивоаези-
вобвм аомана обгбловлена как паовивоаезипми бамого ваемени, вак
и позижией аввоаа, колеблойегобп междг аквивнлм паовебвом пао-
вив божиалмной небпааведливобви и паббивнлм бозеажанием обйеб-
ввеннле зол и бедбввий, паинебеннле войной; междг желанием об-
йебввенного пеаегбваойбвва и бознанием его необгйебввимобви,
бвоего беббилип зво-либо изменивм в конкаевной ибвоаизебкой об-
бвановке аеакжии побле Таиджавилевней войнл.
-------------------------
*1 — Г.Я.К.Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., 1976. С.67
*2 — вам же, б.75
*3 — вам же, б.191
-16-
ГЛАВА 7
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА «СИМПЛИЦИССИМУС»
В побваоении аомана Гаиммелмбгагзена «Симплижиб-
бимгб»паи вбей его кажгйейбп гаомоздкобви боблодено згвбвво ме-
ал и паопоажии. Развивие дейбввип аомана ннеагизно и не бвоив на
мебве, главл паобвл и незавпнгвл, ие побледовавелмнобвм зевко
егдожебввенно обмлблена и подзинена бваогомг композижионномг за-
млблг.
«Симплижиббимгб» паедбвавлпев бобой зеаедова-
ние нпизодов, единбвво ковоале паи вбем ие аазнообаазии опаеде-
лпевбп обаазом главного геаоп.
В аомане нев ни бложной, запгванной инваиги, ни
небколмкие паааллелмно аазвиваойиебп или пеаеплевеннле междг бо-
бой божевнле линий.
Эпизодл «Симплижиббимгба» вобпаинимаовбп не как
«поеожденип» геаоп, а как паеваавнобви его бгдмбл. Паиклозенип
не пвлповбп длп Симплижиббимгба баможелмо. Они не однозназнл и
не нанизлваовбп дагг на дагга. Каждап аванвоаа, каждое паоибиеб-
ввие — нво один иаг в жизни Симплижиббимгба, ее бвгпенм, ково-
аап обогайаев оплв геаоп, доамиагев его миаовоззаение. В бвоие
паиклозенипе Симплижиббимгб овкалваев новле бвоаонл жизни, добе-
ле неизвебвнле емг.
Важнейиим бвагквганлм нлеменвом аомана пвлпевбп
«новеллибвизебкап блгзайнобвм»: многие нпизодл, пеабонажи попвлп-
овбп в аомане блгзайно, без паедвааивелмной подгововки.
Композижип аомана «Симплижиббимгб» не оаиенви-
аована на везное движение геаоп по папмой, но не пвлпевбп оваа-
жением кего непаеалвного, побвгпавелмного вобеожденип. «Симпли-
жиббимгб падаев и возвлиаевбп, но никогда не возваайаевбп к
паойденномг.»(*1) Такое аазвивие божева аезко овлизаев аоман
Гаиммелмбгагзена ов плгвовбкие аоманов и делаев его новлм нва-
пом в аазвивии немежкой ливеаавгал.
--------------------------
*1 — Ибвоаип немежкой ливеаавгал. Т.1. М., 1962. С.416
-17-
ГЛАВА 8
ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА РОМАНА ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА
«СИМПЛИЦИССИМУС»
Жана аомана «Симплижиббимгб» нелмзп опаеделивм
однозназно. Он бинвевизен и бозеваев в бебе зеавл аазлизнле мо-
дидикажий аомана.
В пеавго озеаедм, нво аоман-вобпивание. «Сим-
плижиббимгб» блл пеавлм немежким аоманом, где изобаажалобм ааз-
вивие лизнобви геаоп ов ааннего девбвва до заелобви. Однако
Гаиммелмбгагзен ейе не поднимаевбп до анализа внгваеннего миаа
геаоп, понвомг в паоизведении овбгвбввгев пбиеологизм.
Во-ввоале, «Симплижиббимгб» пвлпевбп бавиаизеб-
ким аоманом. Опиблвап паиклозенип геаоп, пибавелм каивикгев бов-
аеменнго божиалмнго дейбввивелмнобвм, изобаажап ее во вбей неп-
аиглпднобви и гаодливобви. Роман наблйен намеками на ибвоаизеб-
кго дейбввивелмнобвм, но, небмовап на нво, не пвлпевбп ибвоаи-
зебким, как гже овмезалобм влие.
«Симплижиббимгб» бодеажив зеавл аллегоаизебко-
го аомана. В нем много мнобказаний, аллегоаизебкие обаазов.
А.Моаозов овмезаев, зво аллегоаизебкое обмлбление дейбвви-
велмнобви паодив зеаез вебм аоман, а аллегоаизебкий овбвев ло-
живбп на лизнобвм его главнле геаоев, ковоале обаазгов бвоеоб-
аазнле дидаквизебкий ваипвие. В женвае его бвоив Симплижиббимгб,
а каллмп обаазгов Хеажбагдеа (олижеввоаение пааведнобви) и
Оливме (бимвол злодейбвва). Междг нвими двгмп назалами и казаев-
бп, как мапвник, Симплижиббимгб. Наиболее наблйенной аллегоаи-
зебкими обаазами и бвпзаннлми б ними ааббгжденипми пвлпевбп VI
книга аомана.
За аллегоаизмом аомана паобмаваиваевбп
аеалмнап жизнм Геамании 17 века. С нвой возки заенип «Симплижиб-
бимгб» — аеалибвизебкий аоман. Реализм Гаиммелмбгагзена — в
обобйении непобаедбввенно видимого и наблодаемого, в боздании
«гаандиозного бинвеза» (*1). Реалибвизебкап бгйнобвм аомана под-
зеакиваевбп глгбокой аазаабовкой в нем вемл нааода. Гаим-
мелмбгагзен возвелизиваев вагд каебвмпнина, коампйего вбе даг-
гие бобловип. Об нвом поев в бвоей пебенке в назале аомана Сим-
плижиббимгб:«Паезаен ов вбее мгжизий аод, Однако коамив вебм на-
аод». Но вагдовой лод ов века паингжден бнобивм впговл и веа-
певм лииенип: «Тебе нибпоблан впжкий каебв Небви до бамле гоа-
ние мебв. Твое добао беаев болдав Тебе ж на благо — бгдм же
аад!» Никво из пибавелей 17 века ейе не зайийал зеловезебкие
паава, зебвм и добвоинбвво каебвмпнина вак гоапзо, как Гаим-
мелмбгагзен. Но пибавелм не влаажал идеологио каебвмпн — он за-
пезавлел ие миаовоззаение на ииаоком доне дейбввивелмнобви бвое-
го ваемени.
Роман «Симплижиббимгб» можно назвавм дилободб-
ким, побколмкг в нем ведевбп поибк оввева на «везнле» вопаобл: в
зем бмлбл зеловезебкого блвип, зво вакое добао и зло.
Гаиммелмбгагзен аибгев каавинг идеалмного ко-
аолевбвва билмдов Мгммелмзее, понвомг «Симплижиббимгб» паиобае-
ваев зеавл гвопизебкого аомана. В V книге пибавелм паиводив
бвоего геаоп в аеалмнго, бозданнго на земле Увопио — обйинг «пе-
аекаейенжев» в Венгаии. Однако, нва «идеалмнап» бваана не влзл-
ваев бимпавии геаоп, и гвопизебкие мезвл бменповбп едкой бавиаой.
-18-
Обновой длп «Симплижиббимба» блл, небомненно,
плгвовбкой аоман, понвомг его зеавл вакже можно обнаагживм в пао-
изведении Гаиммелмбгагзена. В женвае повебввованип — поеожденип
геаоп. Но, в овлизие ов «набвопйие» плгвовбкие аоманов, Гаим-
мелмбгагзен бобаедовозил бвое внимание не на внеинем миае, окаг-
жаойем геаоп, а на его бгдмбе, подаобно и оббвопвелмно опиблвап
ее. Как бпааведливо замевил Б.Пгаииев, в «Симплижиббимгбе», как
в докгбе, овааженл бгдмбл вогдаинего немежкого обйебвва". (*1)
--------------------------
*1 — Б.Пгаииев. Озеаки немежкой ливеаавгал 15-17 в. С.344
-19-
ГЛАВА 9
ОБРАЗ СИМПЛИЦИССИМУСА
Главнлй геаой аомана — Симплижий Симплижиббимгб,
паозваннлй вак за бвое каайнее паобводгиие. Он живев в доме
бвоего «бавмки», как полевой жвевок: никво не забовивбп о его
вобпивании. Симплижиббимгб озенм невежебввенен, но каайне зибво-
беадезен и паобводгиен. Война пеаевоаазиваев жизнм нвого оного
бгйебвва. Геаой бежив из аазоаенного дома овжа в леб, где вбвае-
заевбп б добалм Овиелмником, ковоалй гзив малмзика гаамове и
паигзаев его веапевм жизненнле лииенип и моливмбп Богг. Побле
бмеави бвоего гзивелп Симплижиббимгб возваайаевбп в миа лодей,
где на его доло влпадаов бовни блгзайнобвей и неожиданнле пово-
аовов бгдмбл. Сгаовап жизнм ааббеиваев девбкие иллозии геаоп:
повбодг он видив воажебвво поаоков, ковоале никак не боглабовл-
ваовбп б влбокими наавбввеннлми паинжипами, заложеннлми в его
дгиг Овиелмником.
И Симплижиббимгб гваазиваев бллое паобводгиие.
Он гзивбп обманлвавм, воаовавм, гаабивм, вебви аазгглмнго жизнм
болдава. Из наивного, добаого малмзика геаой паеваайаевбп в ли-
еого аейвааа, изобаевавелмного и овважного оеовника за военной
доблзей. Неизменнап гдаза бопгвбввгев вбем деазким назинанипм
«Егеап из Згбва». Война бвановивбп длп Симплижиббимгба ибвозни-
ком обогайенип. Он блбвао движевбп по блгжебной лебвниже и гже
мезваев об одижеабком зине. Симплижиббимгб бвановивбп не згжд
вйеблавип, влбокомеаип, бпеби, ковоале влзлваов ненавибвм к
гдазливомг и паонлаливомг плебео бо бвоаонл влбокоаодного оди-
жеабвва.
Бааознап анвиномизнобвм паонизлваев вебм аоман.
Не обваевбп не задевой ео и бгдмба главного геаоп. Так, пеаиод
гдази и паожвеванип бменпевбп в жизни Симплижиббимгба зеаной по-
лобой. Паоизведп дгаоа в Пааиже бвоим валанвом даамавизебкого
аквеаа, а главное — бвоей каабовой, Симплижиббимгб по возваайе-
нии в Геаманио блбвао обваевбп без денег и без бвоей каабовл
(обпа делаев его безобаазнлм и еиллм).
Сгдмба бнова бвпзлваев Симплижиббимгба б вой-
ной. Но звезда его гдази погабла. Жизнм геаоп бвановивбп невлно-
бимо впжелой. Опгбкапбм вбе ниже и ниже, он паеваайаевбп в гаа-
бивелп и аазбойника. Наконеж, война назинаев впговивм Симплижиб-
бимгба, он згвбввгев мгки бовебви. Он оплакиваев бвоо «гваазен-
нго невиннобвм, ковоаго он влнеб из леба и ковоаго он баеди ло-
дей вак йедао аабваавил» (*1).
В побледние книгае аомана, подводп безаадоб-
внлй ивог бвоей жизни, Симплижиббимгб аеиаев ааз и навбегда по-
кингвм нвов миа и бнова бвавм овиелмником. Но в лебном гедине-
нии геаой не наеодив подлинного гвеиенип: он еозев видевм миа,
баодивм по земле, живп в благоаодной беднобвии воздеажании. В
конже конжов побле апда паиклозений Симплижиббимгб оказлваевбп
на необиваемом обваове, завеапнном в Индийбком океане. Здебм он
наеодив долгожданнлй дгиевнлй покой, вагдивбп, ибо «зеловек аож-
ден длп вагда, как пвижа длп полева»(*2). Он овказлваевбп веа-
нгвмбп назад в Еваопг, кгда зовгв его блгзайно попавиие на об-
ваов моаеплававели. «Здебм миа — вам война; здебм низего не знао
п о вйеблавии, об алзнобви, о аазного аода забовае, бвпзаннле б
паопиванием и одеждой, аавно как б зебвмо и аепгважией...» (*3)
Симплижиббимгб не еозев возваайавмбп в миа поаоков. Он обваевбп
на обваове и аади ваазгмленип лодей опиблваев бвоо паеваавнго
жизнм на палммовле либвмпе.
-20-
Фиггаа Симплижиббимгба, небомненно, в неко-
воаой бвепени аллегоаизна, но нелмзп ааббмаваивавм геаоп волмко
как «безлизного нобивелп гововле мовивов и бенвенжий» (*4)
В аомане нев пбиеологизебкого аазвивип лиз-
нобви геаоп, побколмкг обобеннобви бааозного аомана нвого не
ваебовали. Но Симплижиббимгб «не лииен дгиевнле движений»(*5).
Небмовап на вбе негдази и оиибки, геаой не
веапев веаг в жизнм. Он гбеждаевбп в пеаемензивобви бгдмбл и
паеваавнобви блвип. Но в бгмпвиже войнл Симплижиббимгбг гдаевбп
боеаанивм паедбвавленип о добае и бпааведливобви, боеаанпев по-
нпвие о зебви, необеодимобви деажавм данное блово; он папмодг-
иен б дагзмпми и овкаовенен б ваагом. Симплижиббимгб йеда и нез-
лопампвен. Он боеаанпев в бвоей дгие «ибкаг наивнобви» (*6).
Междг вем за геаоем водивбп немало гаеиков: вак, бкаомнобвм — не
его главное казебвво. Он лобив паиевабвнгвм, б вобвоагом повеб-
ввгев о бвоей доблебви, каабове, наеодзивобви, обваогмии.
Геаой обознаев бвоо измензивобвм и непоб-
вопнбвво: «Тл завваа бгдеим не вов, зво бегоднп… Нлнзе вл
одеажим желомгдаием, а назавваа вобпламениимбп поеовмо.» (*7)
Симплижиббимгб не оввеагаев жизнм и ее зем-
ное назало. Его овиелмнизебвво, «геод в пгбвлно» — паопвление
паовебва паовив непаиемлемого божиалмного гбваойбвва, набилип и
ггневенип. Оваекиибм ов миаа и побеливиибм на необиваемом обвао-
ве, Симплижиббимгб не гмеайвлпев бвоо пловм, а возделлваев зем-
ло. Его подвижнизебвво нобив земной еаааквеа.
Овлизивелмной зеавой Симплижиббимгба пв-
лпевбп омоа, не покидаойий геаоп ни в какой бивгажии.
В овлизие ов пикаао, Симплижиббимгб ийев
моаалмное опаавдание бвоего бгйебввованип, он не аавнодгиен к
бвааданипм лодей, еовп иногда обманлваев и еиваив. Впеавле ге-
аой в паоизведении, вебно бвпзанном б жанаом плгвовбкого аомана,
подгмал о каебвмпнае, б ковоалми аедко, неоеовно и без малейие-
го бозгвбввип бвалкиваевбп пикаао. Симплижиб-
бимгбг згжд дге баодпжнизебвва, ковоалм обгаеваем геаой плгвов-
бкого аомана, по навгае бвоей он не аванвоаибв.
По мненио А.Моаозова, Симплижиббимгб — гб-
ловнлй ливеаавганлй обааз, ковоалй паиобаеваев в аомане бавиаи-
ко-аллегоаизебкго дгнкжио. Вмебве б вем он обваевбп зеловеком из
нааода, паоиедиим зеаез вагднобви войнл и мианой жизни. Геаой
бваемивбп обаебви и овбвопвм бвоо
лизнобвм. Он паинимаев на бебп аолм игва, ковоалй «бмепбм, гово-
аив паавдг».
Видп небовеаиенбвво миаа, Симплижиббимгб
не вооев б вевапнлми мелмнижами. Видп безгбпеинобвм бвоие попл-
вок гбовебвивм лодей, геаой обаеваев згвбвво аеалмнобви. Емг не
згжд пгвм компаомибба, забво геаой не паозм поводивм даггие за
ноб. Но он зибв беаджем и ибкаенне желаев гввеадивм на земле
бпааведливобвм.
Таким обаазом, Гаиммелмбгагзен не аабкал-
ваев аазвивие лизнобви, но обнаагживаев к ней инвеаеб, бвой-
бввеннлй кглмвгае бааокко. Геаой влбвгпаев не как гаамонизнлй зе-
ловек Ренеббанба, бкоаее вообаажаемлй, зем аеалмнлй, а как обг-
аеваемап внгваенними паовивоаезипми неповвоаимап лизнобвм.
-------------------------
*1 — Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб.М., 1976. С.328 (V,1)
*2 — вам же, б.471 (VI,23)
*3 — вам же, б.484 (VI,27)
*4 — А.Моаозов. «Симплижиббимгб» и его аввоа. С.144
*5 — вам же, б.145
*6 — вам же, б.146
*7 — Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., 1976. С.378 (V,19)
-21-
ГЛАВА 10
ЯЗЫК И СТИЛЬ РОМАНА «СИМПЛИЦИССИМУС»
Язлковой бваой аомана Гаиммелмбгагзена
неодноаоден. Он бозеваев зеавл и влбокого, и низкого бвилей. На-
апдг б возвлиенной книжной лекбикой, обоаовами аези, можно наб-
лодавм вглмгааизмл, аазговоанго и паобвоаезнго лекбикг, бнижен-
нле в бвилевом овноиении даазеологизмл.
Эвг еаааквеанго длп аомана пзлковго пеб-
ваовг можно наблодавм гже в пеавом паедложении паоизведенип, где
влбокое книжное «бвааждгйие» бобедбввгев б паобвоаезнлм «нагаа-
бабвавм». Каоме вого, гже нво пеавое паедложение демонбваиагев
випизнго длп вбего аомана бинвакбизебкго бвагквгаг: озенм длин-
ное, аабпаобвааненное, бложно-подзиненное паедложение б неб-
колмкими паидавознлми, ковоале паидаов аези бвоеобаазнго вивие-
вавобвм и бообйаов нпизебкий еаааквеа, боздаов авмобдеаг нево-
аопливого, оббвопвелмного ааббказа.
Гаиммелмбгагзен неаедко гповаеблпев конв-
аабвнле по бвило блова в паеделае бловобозеванип или паобвого
паедложенип, звобл паидавм бообйенио бавиаизебкий или иаонизнлй
еаааквеа. Так, в 1 главе I книги зиваем: «Влвозивм н а в о з
блло его д о а в и д и к а ж и е й.»(*1)
В «Симплижиббимгбе» можно вбваевивм гбва-
аевиие доамглиаовки и паобвоаезнле бинвакбизебкие конбвагкжии:
«К а к во вбем домогбваойбвве моего бавмки благоаодбвво в е б м-
м а п а и м е в н о б л л о, во вбпкий аазгмеойий овбода лег-
ко заклозивм можев, зво и мое вобпивание вомг беодбввовало и подо-
бало»(*2); "… а баеди ние паилгзилбп вгв один, ковоалй о п а о-
и л о м г о д е блл в пленг в Ганаг и запибалбп вам в б л г-
ж б г ..." (*3)
Паовивоаезивобвм бааокко иногда паопвлпев
бебп в пзлке паоизведенип вем, зво аввоа ибполмзгев длп опибанип
повбедневнле, облденнле дел и побвгпков бвоего пеабонажа влбокие
книжнле обоаовл длп паиданип вбе вого же бавиаизебкого оввенка:
«Однаждл паобгдилбп п около полгнози… и в о б б в а л б
л о ж а б в о е г о и в о з б л а г о д а а и л в б е в л и-
н е г о...»(*4)
В бвоем ааббказе Симплижиббимгб забво
гповаеблпев гбвааевиие блова: б е й, п о н е ж е и да., а вакже
лавинбкие влааженип «salva venia» («s.v.») — «да паобвив зива-
велм», «item» и да., зво бвидевелмбввгев об обаазованнобви глав-
ного геаоп-ааббказзика.
С даггой бвоаонл, в его аези паибгвбв-
вгов блова паобвоаезнле: «иеноо», «али» (в зназении «или»),
«плгвпга», «зллденм» и бааннле: «олгеи», «пенвоеи» и да.
Таким обаазом, пзлк аомана Гаиммелмбга-
гзена «Симплижиббимгб» бооввевбввгев бвило бааокко б его паови-
воаезивобвмо, бозеванием небозеваемого. Язлк паоизведенип можно
овождебввлпвм б пзлком его главного геаоп. В аези Симплижиббимг-
ба паеобладаов бложнле бинвакбизебкие конбвагкжии, лекбика имеев
полпанго окааиеннобвм: ов влбокой книжной до паобвоаезной. Поми-
мо нвого аезм геаоп наблйенна даазеологизебкими обоаовами, баав-
ненипми, лавинбкими бловами и влааженипми.
С возки заенип божева аазнобой в пзлке
паоизведенип можно обкпбнивм бледгойим обаазом: ааббказ ведев
гже взаобллй, обаазованнлй Симплижиббимгб, но говоаив он о бобл-
випе давние, о ваеменае, когда он блл паобвлм, низемг не гзив-
иимбп малмзгганом, завем болдавом и в.д. Симплижиббимгб вобпао-
-22-
изводив бвоо аезм в каждлй пеаиод паойденного им аазвивип.
Сволкновение аазлизной по бвоей паиао-
де и бвилибвизебкой окаабке лекбики и даггие обобеннобвей пзлка
и бвилп, ие конваабвиагойее взаимодейбввие овкалвало длп аввоаа
возможнобви длп иаонизебкого обмлбленип, боздавало неповвоаимго
бказовго доамг повебввованип. Книжно-аивоаизебкие баедбвва, воа-
жебввеннап паиподнпвобвм и падоб гбиливали гоаезм и ойгйение ваа-
гизма дейбввивелмнобви. Живап бвиеип паобвонааодной аези поддеажи-
вала згвбвво аеалмнобви. А.Моаозов вообйе бзиваев, зво бледгев
говоаивм не о пебваове и аазноаоднобви бвилп аомана, а о его по-
лидонии.
-----------------------
*1 — Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., 1976. С.29
*2 — вам же, б.30
*3 — вам же, б.140
*4 — вам же, б.141
-23-
ГЛАВА 11
ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА И ЗНАЧЕНИЕ РОМАНА
ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА «СИМПЛИЦИССИМУС»
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
«Симплижиббимгб» далеко не баазг бвал добвопнием ми-
аовой ливеаавгал. Паойдп пеаиод полного забвенип и непониманип ,
аоман блл «вобкаеиен» в наоег аоманвизма, в 19 веке. В 1882 го-
дг даанжгзбкий дилолог Феадинанд Анвган влпгбвил книжкг о «Сим-
плижиббимгбе», в ковоаой бодеажалбп пеаебказ аомана и озеаки о
немежкой паозе 17 века.
В Роббии б ввоазебввом Гаиммелмбгагзена познакоми-
либм в 1865 годг по влиедией в «Загаанизном вебвнике» бвавме
«Немежкий Жилм Блаз 17 века». На божиалмное зназение аомана пеа-
влм обаавил внимание Иван Фаанко. Пеавап поплвка пеаевода аома-
на на агббкий пзлк блла бделана в 1924 годг Екавеаиной Ггао
(«Чгдаковавлй Симплижиббимгб»).
В конже 19 века вокагг аомана аазгоаелбп поливизеб-
кий бкандал. Блло аазаеиено нагааждавм лгзиие гзеников икол бае-
ди паозие книг и «Симплижиббимгбом» в обаабовке длп оноиебвва.
Но бвоаонники каволижизма обкпвили аоман «безнаавбввеннлм» и
поваебовали его запаейенип. Эвов игм обгбловил повлиение внима-
нип к паоизаеденио Гаиммелмбгагзена. В Геамании даже назал влео-
дивм бавиаизебкий жганал «Симплижиббимгб».
Немежкие пибавели 19 — назала 20 века знали аоман
Гаиммелмбгагзена и ибплвали на бебе его влипние. Влбкго оженкг
дал аоманг «Симплижиббимгб» Г.Геббе, говоаивиий, зво нвов аоман
бопгвбввовал емг вбо жизнм и блл одним из билмнейиие вобпомина-
ний его онобви.
А.Моаозов овмезаев вов дакв, зво инвеаеб к «Симпли-
жиббимгбг» аезко обобвапевбп в пеаиодл войн и божиалмнле повап-
бений. Ебли до пеавой миаовой войнл на Западе попвилбп волмко
один пеаевод аомана — в Англии, во побле нее — в 20-е годл «Сим-
плижиббимгб» блл пеаеведен на даан-
жгзбкий, голландбкий, ивалмпнбкий, зеибкий, иведбкий. А в пе-
аиод в 1951 по 1980 попвилибм пеаеводл ейе на 18 пзлков миаа.
Роман Гаиммелмбгагзена пвмлбп в бвое ваемп новавоа-
бким паоизведением, понвомг на него обаавили бвой взоа многие
иббледовавели. С беаединл 19 века на аазлизнле пзлкае, каоме не-
межкого, попвилобм более 80 бвавей и иббледований о Гаим-
мелмбгагзене и его ввоазебвве.
-24-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роман Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб» дейбвви-
велмно пвлпевбп влбиим добвижением «низового» немежкого бааокко
17 века.
Паинадлежнобвм паоизведенип к «низовомг» бааокко
опаеделпевбп вем, зво «Симплижиббимгб» блл адаебован именно
паобвонааодной, низией божиалмной баеде, влаажал ее миаоойгйе-
ние. Вбе боблвип Таиджавилевней войнл, пвлпойиебп доном длп по-
вебввованип Гаиммелмбгагзена, ожениваовбп б возки заенип ее ап-
дового гзабвника, непобаедбввенно вовлезенного в кагговоаов
паоибеодпйего. Пибавело не бволмко инвеаебнл конкаевнле ибвоаизеб-
кие даквл, бколмко во, как аеагиагов на ние лоди. Понвомг бгдмба
геаоп длп Гаиммелмбгагзена — на пеавом мебве. К ней, в бооввев-
бввии бо бвоим егдожебввеннлм замлблом, аввоа паибпобабливаев
вбе обвалмное, легко жеаввгп еаонологизебкой и вопогаадизебкой
вознобвмо бвоего изложенип. Гаиммелмбгагзен не делаев егдожеб-
ввенногоаазлизип междг влмлиленнлми пеабонажами и ибвоаизебкими
лижами. Ие поведение опаеделпевбп аолмо в аазвивии божева.
«Симплижиббимгб» паовивобвоив жанаг «галанвного»
аомана в ливеаавгае «влбокого» бааокко. Впеавле в нем попвлпов-
бп аеалибвизебкие нлеменвл.
Небмовап на нво, аоман пвлпевбп випизнлм паоизве-
дением ливеаавгал бааокко. Об нвом бвидевелмбввгов аллегоаиз-
нобвм, иааажионалмнобвм, нлеменвл говизебкого, аезкие конваабвл,
обваап анвиномизнобвм. Чеаез вебм аоман гбвойзиво паоеодив глав-
нап идеп ибкгббвва бааокко — идеп гобподбвва зла в миае, идеп
негбвойзивобви, баеннобви, беббмлбленнобви зеловезебкого блвип.
Бааознап паовивоаезивобвм паопвлпевбп во вбем. В
плане идейного бодеажанип нво непаеодолимлй аазалв междг
идеалмнлми гбваемленипми и обознанием невозможнобви ие воплойе-
нип в аеалмной дейбввивелмнобви. Анвиномизен и бам главнлй ге-
аой, колеблойийбп, как мапвник, по влааженио Моаозова, междг
добаом и злом и не бпобобнлй избаавм длп бебп зво-во одно.
Лизнобвм Симплижиббимгба пвлпевбп пдаом аомана.
Его обааз боединпев в добвавозно бваойнго композижио вбе нпизо-
дл, кажгйиебп бволм аазноаоднлми, не бгдм г ние нвого обкединпо-
йего назала.
Роман бинвевизен в плане жанаа. Он бозеваев зеа-
вл аомана-вобпиванип, бавиаизебкого б нлеменвами аеалибвизебко-
го, дмлободбкого, аллегоаизебкого, гвопизебкого и плгвовбкого
аомана.
В казебвве ибвозников бвоего повебввованип Гаим-
мелмбгагзен ибполмзгев нааоднле паеданип, иванки, пеаебказл но-
велл заагбежнле аввоаов (Бокказзо), а вакже аазлизнле копилпвив-
нле вагдл випа «ннжиклопедии» Гаажони.
Овнобивелмно обааза главного геаоп можно бказавм,
зво нво випизнлй геаой бааозного аомана. На паовпжении вбего
дейбввип Симплижиббимгб видив «изнанкг» жизни. Миа обманлваев
его не волмко в онобви, но и вогда, когда, повзаоблев, геаой гже
паиобаел нековоаго живейбкго мгдаобвм. Но, невзиаап на вбе оииб-
ки и паомаеи, Симплижиббимгб не веапев веаг в жизнм, еовп и по-
нимаев, зво бгдмба пеаемензива, негбвойзива, завибив ов блгзай-
нобви.
Язлк аомана «Симплижиббимгб» — нво пзлк нааоднлй,
наблйеннлй нлеменвами паобвейией обаазованнобви, знанипми, бве-
денипми, позеапнгвлми из ввоаизнле ибвозников — пзлк «низов». Он
во многом опаеделпев паинадлежнобвм аомана к паоизведенипм «ни-
зового» бааокко.
Гаиммелмбгагзен не мог влйви за паеделл гобпод-
бввгойего бвилп нпоеи — бвилп бааокко. Он вбежело паинадлежал к
-25-
немг, но волмко на даггом божиалмном гаовне. Убвойзивлми обобен-
нобвми его ввоазебвва пвлповбп бозевание облденнобви и данваб-
визнобви, обилие аеалибвизебкие и навгаалибвизебкие подаобноб-
вей, паидаойие ааббказг гбедивелмнобвм, ббллки на гзенле бозине-
нип и аввоаивевл.
Пибавелм не пвлплбп влаазивелем идеологии немеж-
кого каебвмпнбвва 17 века или «каебвмпнбким» пибавелем. Он лиим
запезавлел в аомане «Симплижиббимгб» каебвмпнбкое миаовоззаение
на ииаоком доне дейбввивелмнобви бвоего ваемени.
-26-
ЛИТЕРАТУРА
------------
1. А.А.Моаозов. «Симплижиббимгб» и его аввоа. Л., Нагка,
1984.
2. Ибвоаип немежкой ливеаавгал (под обй.аед. Н.И.Балаиова).
Изд-во АН СССР. М.,1962.
3. А.А.Моаозов. Паоблемл еваопейбкого бааокко // ж-л «Вопао-
бл ливеаавгал» N 12, 1968, б.111-127.
4. А.А.Моаозов. «Манмеаизм» и «бааокко» как веаминл ливе-
аавгаоведенип // ж-л «Ргббкап ливеаавгаа» N 3, 1966,
б.28-44.
5. Б.Пгаииев. Озеаки немежкой ливеаавгал 15-17вв. Гоб.изд-
во егд.ливеаавгал. М., 1955. С.341-374.
6. А.Моаозов. «Завейливлй Симплижиббимгб» и его ливеаавга-
нап бгдмба.// Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М.,1976.
7. Г.Я.К.Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., Хгд. ливеаа-
вгаа, 1976.