Шпаргалка: Шпаргалка по Культорологии 4

Вопрос 2

Главной является функция социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т. д. которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Второй функцией культуры, является «познавательная, информационная» . Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.Не менее важной является регулятивная, илинормативная функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества. коммуникативная функция, которая осуществляется с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры — наука, искусство, техника — обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Еще одна функция — ценностная, или аксиологическая - также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Особого выделения заслуживаеттворческая функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций. Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д.

Вопрос 3

культуры и цивилизации имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разде лил историю че ловечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.Понятия цивилизации и культуры выступаю т как синонимы, между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия, резко противопоставляют культуру и цивилизацию.

Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.

Вопрос 5

Материальная культура, которую обычно определяют как культуру быта и труда, казалось бы, связана с чисто физическим комфортом, с необходимостью удовлетворять потребности человечества, в котором она призвана. Духовная культура ,- важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества, — несомненно, имеет приоритетную значимость, так как удовлетворение высоких духовных запросов человечества — миссия гораздо более возвышенная и существенная.

Духовную культуру в целом справедливо считать доминантой структуры культуры. В доказательство перечислим некоторые из наиболее существенных форм духовной культуры: религия, искусство, философия, наука.

Вопрос 7

Основными социальными типами культуры являлись элитарная и народная культуры. Элитарная являлась культурой высших слоев общества духовенства и аристократии. В новое время на Западе эти две культуры вытесняются буржуазной культурой, которая приобретает статус элитарной культуры. Народная культура часто ошибочно отождествляется с культурой массовой, однако ее истоки могут быть гораздо более глубокими нежели истоки официальной культуры. Народная культура содержит в себе информацию о традициях, мифах и ритуалах, которые являлись предшественниками ныне господствующему типу религиозного воззрения. Так в европейской культуре народная культура содержит в себе традиции до христианского язычества. Массовая культура в отличии от народной не имеет глубоких духовных истоков. Она возникла недавно и является враждебной к существованию любого исторического типа. Массовая культура характеризуется сведением всего к единообразию.

Вопрос 17

Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культ развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на деревеНов. царство было последним периодом внешней активности Е., когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала ар-ра храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва этого периода образ царицы Нифертии, золотая маска фараона. Они продолжали хар-рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Культ бога Ра. В Др. Е., где лишь фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов.В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета в арифметике.

Вопрос 16

В Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе Двуречья и Евфрата впервые сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом Шумера”. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.

Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное, на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания. Около 2300 г. до н.э. сформирована первую постоянную профессиональную армию, была создана арифметика, в основе которой лежала.Научная деятельность была подчинена культу традиций. Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером развития права, показателем высокого уровня культуры Месопотамии.В кодекс Хаммурапи обобщение и систематизация правовых норм, в нем, не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и пр. право. Кодекс Хаммурапи уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до Посягательства на имущество и преступлений против личности.

Вопрос 19

Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. — это Хараппа (ныне в западномПакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство, появилась письменность.Эта культура не отличалась особенными художественными достижениями, но она обладала литературой, поэмами. нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. высокого совершенства достигло— гравюры на печатях, статуэтки. Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. Их военная техника находилась на высоком уровне, их жреческие школы довели племенной ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам, но, с другой стороны. Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы” сохранились четыре сословия —брахманы, кшатрии, вайшьи,, шудры. Индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как творец изображается с цветком лотоса в четырех руках. Вишну — это порядок и гармония природы. Вишну появляется во многих воплощениях: Рама, Кришна. Шива, его изображают в виде йога или аскета, погруженного в медитацию.

Вопрос 13, 14

Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны.Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их было ориентировано на внешнюю среду, на природу.Фундаментальная черта этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. нарушения табу приводили к смерти нарушителя. К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. Важноя роль мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время. Тотемизм – вера в особые отношения м-ду человеком и определенным животным.Фетишизм – вера в особую силу неодушевленных предметов. Анемизм. Анима – душа. Всеобщее одухотворение природы.Магия — совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы, явления сверхъестественным путем.

Вопрос 6

Понятие субкультуры. Контркультура.

4 группы концепций:

1)(группа): неизменность, застой или «круговорот». Все стоит на месте или возвращается на круги своя. Характерно для средневекового общества

2) регресс, деградация. Утверждает греч. поэт Гесиод «Труды и дни». Разбил на века.

3)(идея): идея общественного прогресса, эволюционализм, развитие культуры – эпоха просвещения. Вольтер, Кондорсе(«Эскиз исторической картины прогресса ч- кого разума.»: Дикость, варварство, цивилизация. )

Руссо — скептик – новая оценка культуры, прогресса, с точки зрения нравственности. Новое направление(Фрейзер). направление: утверждение о том, что нет единой истории. А человечество разделено на отдельные локальные культуры.

Вопрос 11

Стадии формирования человека:4,5 млрд. лет назад – формировалась Земля через 1 млрд. – зарождение жизни3,5 миллиона – 1,8 миллиона лет назад – появляются предки людей – южные обезьяны – австралопитеки. Могли передвигаться в вытянутом с палкой и камнями1,7 млн. лет назад – хомо-хапиес. Первый представитель человека. Развитие кисти. 1 млн. лет назад – хоро-эрэктус – ч-к выпрямленный. Пятикантропы в Сев. Китае, Африке. Не только прямохождение, кисть но и размер мозга. Ледниковый период, огонь.250 тыс. лет назад – хомо-сапиенс. Человек разумный. Неандертальцы. 28 тыс. лет назад – вымерли. Сами добывали огонь. Жили в пещерах и жилищах. Орудия труда. Представления о религии и загробном жизни – захоронения. Промискуитет – брачные отношения. 40 – 30 тыс. лет назад – хомо-сапиенс-сапиенс. Хроманьконцы. Европа. Азия. Появился внезапно. Заселил все континенты. Орудия труда. 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий. Охота, рыси(?). Жили в полуземлянках. Ч-к стал человеком. Сознательная деятельности. 25 лет – продолжительность жизни. Периодизация: Первобытнообщинный строй:1)эпоха первобытного человеческого стада эпоха первобытной родовой общины 2 периодизация:1)каменный век – от времени изготовления(1700 тыс. л) первых орудий труда – к началу второго тысячелетия до н.э.

Палеолит: древний каменный век(1700 тыс. лет назад и 10 тысячелетие до н.э.) делится на ранний и поздний Мезолит: средне каменный век: 10 – 6 тысячелетие до н.э.Неолит: новый каменный век: 6-2 тыс. до н.э.Ранний палеолит: ранние орудий труда. Овладение огнем. Крайне медленные темпы развития. Более миллиона лет – совершенствовалось одно рубило.60-30 тысяч лет назад – новые орудия труда – более сложные. Поздний палеолит: Завершение биологического формирования современного человека и становление трех биологических раз: европеоидная, монголоидная, негроидная. Сложные орудия труда: соединения. Первое произведение искусства. И собственно искусство. Любой области – искусник – мастер. Открытия. 1940 год – трое французских школьников пещера. Изображения лошадей, бизонов. Творчество ч-ка эпохи палеолита. Всего в р-не Франции – Германии – более 7000 карстовых пещер.Альтамирская пещера во Франции. Сенстинская капелла первобытной жизни. На Урале – Каповая пещера. Что изображал первобытный человек? Зверь – объект. Женщина(в скульптуре). Симплитическая форма деятельности. Белендорская Венера. Костинковская Венера. Поздний палеолит: религия. Форма отражения познания мира. Тотемизм – вера в особые отношения м-ду человеком и определенным животным.Фетишизм – вера в особую силу неодушевленных предметов. Анемизм. Анима – душа. Всеобщее одухотворение природы.Магия — совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы, явления сверхъестественным путем. По части – целое. Искусство: изображение движения, композиции, сцен охоты. Мезолит. главная черта – начало перехода от охоты и собирательства к производству продуктов питания. Земледелие и животноводство. Палестина, Сирия, Месопотамия, Египет – ранний переход. Приручается собака, овцеводство. Земледельцы – другой образ жизни. Оседлость. Предметы утвари. Появляются лук и стрелы. Лодка. Искусство мезолита – главное место – человек. Уход от реализма. Условность изображения.

Вопрос 12

Неолит. переход все большего числа людей от присваивающего типа людей к производящему. Расширение региона. Хозяйствование. Первое великое разделение труда. Формируются земледельческие и скотоводческие племена. Киевская Русь. Типы культур.Быстрое развитие материальной культуры земледельческих племен. Ткачество, посуда – новый материал – керамика. Искусство орнамента – распространение. 4 тыс. лет назад – первая попытка использовать металл. Медь, свинец, золото, серебро. Для украшения – потом орудия труда. Второе разделение труда. Земледелие – ремесло отделяется. Элеолит(?). 2е тысячелетие – бронза. Сплав меди и олова. Начало бронзового века Середина второго тысячелетия – железный век до н. времени. Развитие первобытного общества – однотипны. – наличие общих закономерностей в становлении цивилизации. Ускорение темпов развития мировой цивилизации.

Вопрос 18 Наиболее древ. периодом китайской цивилизации считается эпоха сущ-ния гос-ва Шан, рабовладельческой страны. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, кот. путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую коллеграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Др. К. внес в мир. к-ру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в К. в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике — пушки и стремена.Также был изобретены механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл. шелкоткатства. В мат-ке выдающиеся достиж. Древ. китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт. В др. К. достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка, физика. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями — Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих рез-тов. В Др. К. впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотич. средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали учение о «жизненной энергии». Своеобразность духовной к-ры Др. К. в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как «китайские церемонии». Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболее важное место в китайской духовной к-ре занимает конфуцианство — этико-полит. учение ф-фа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и функционировании полит. к-ры императорского Китая. Гл. силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты, в основу своей доктрины поставили закон, сила и авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое место административный регламент. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот. достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую к-ру, это проявилось в лит-ре, образном ис-ве и, особенно, в ар-ре. Буддизм просуществовал в К. прочти 2 тысячелетия, заметно изменился в процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. То же самое произошло и с ар-рой храмов. Значительную роль в китайской к-ре сыграл и даосизм, с кот. связано развитие науки и техники Др. К. Особую роль в к-рных контактах К. с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», кот. совершалась не только торговля, но и к-рный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую к-ру.

Вопрос 20

Буддизм возник в 6 в до н.э. Являлся во многом реакцией на издержки брахманизма и кастовой системы индии. В период осевого времени в культуре древней индии появляются культы многих новых божеств, усложняются ритуалы, что приносило большую прибыль жречеству, подобная ситуация не могла служить задачам духовной реализации человеческого существа, достижению состояния МОКШИ. Будда утверждал что боги как и люди находятся в плену материального мира, мира иллюзий. Будда провозгласил существование 4 истин: 1) истина страдания (Майя) 2) истины причины страдания ( Карма) 3) истина возможности пресечения страдания 4) истина пути.

25 Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии. Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть в Сре-рье. Среди ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили, что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей». Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ.

26. Одним из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия». Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика — умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Гр. иск-во в кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп. Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. — время перелома в гр. живописи, перехода к объемному изображению.

Вопрос 22

Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет значение и отсутствие жреческой касты. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев — первостепенное значение приобрела борьба за различные законы. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Все это объясняется спецификой римской культуры: сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не гармония в обыденной жизни, факт, а не воображение доминируют в искусстве; беспощадно реалистичный портят в живописи, величественная скульптура характерны для нее. “Сила, облеченная в величие”, — вот римский идеал.

Вопрос 23

Греческая мифология была хорошо развитпа.Всего сущ 4 поколен богов.Исходной парой были-бог неба уран и его жена богиня земли гея.След поколен аполлон-бог искусства, Афина-мудрости, Афродита-красоты.Есть в греческой миф-ии герои, не являющиеся богами-Геракл, и его 12 подвигов.чтобы достич бессмертия.У греков было представление о «золотом веке», кот сущ в прошлом.Затем были люди «серебрянного века», не воевали др с др.Люди «медного века» любили воевать, были грубы и жестоки. «железные люди-нечестивы, злобны, несправедливы, лживы.Пандора ответственна за человеческие неурядицы, она из любопытства открыла сосуд, в кот были закл людские пороки, болезни, несчастья, и выпустила их на волю от чего до сих пор страдает человечество.Греческие боги совершали огромное кол-во деяний, кот копирывались с человеч поступков.

Вопрос 1

Понятие культура – емкое. Более 300 определений. Слово культура латинского происхождения «возделывание», воздействие, обработка – в отношении с/х – потом «воспитание», «образование»Цицерон: «Культура ума – есть философия». В средние века понятие культура – культурный тот, кто приобщен к христианству(от язычества)В новое время – эпоха просвещения – Франция – наше понимание. Сейчас культура: большие области человеческой жизни и узкая направленность. Культура – все, что создано человеком от природы(?). К-ра – мир, созданный человеком.Орлов: К-ра – спец. способ организации и развития ч-ком жизнедеятельности, выраженный в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений во всей совокупности отношения людей к природе, м-ду собой и к самим себе. Ожигов: К-ра – совокупность человеческих достижений в технике, искусстве, науке, образовании и т.д. Структура культуры. Формы, уровни, слои, типы.

Формы: исторические формы культуры, т.е. ступени ее развития(первобытная к-ра, античная к-ра, средневековая, эпоха возрождения, к-ра нового времени и к-ра 19 и 20 века)

культура делится на материальную и духовную.

Вопрос 4

Каменный век -древнейший период, от2млн до 6 тыс лет днэ.Делится на палеолит, мезолит, неолит.Медный век -4-3 тыс днэ.Бронзовый век -конец 4-начало 1 тыс днэ.Время расцвета древнейших мировых цивилизаций, среди кот цивил др Египта.Железный век -сер 1 тыс днэ.Рождение античности.Время непревзойдённых успехов в мат-й и дух сферах.В основе антич культ лежит культура др Греции и др Рима.Средневековье — конец 5-сер17вв.Период зарождения, развития и разложение феодализма в зап-й европе.В этот же период происходило бурное развитие Киевской и Московской Руси, формиров-е российск нации, богатой российской культуры.Возрождение( ренессанс):4-16вв.Возрождение наследия античности.Век Просвещения -короткий этап-конец 17-18 вв.Его очаги-Франция, Германия, Англия.В России век Просвещения воплотился в научном и худ-м творчестве Ломоносова.Новое время -18-конц 19 вв.Новейшее время -конец19-начало 21вв.

Вопрос 15

Специфика древних культур Востока: религия, письменность, образование, система знание, искусство.Понятие «Древний Восток» — охватывает цивилизации складывающиеся с 4-5 тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Этим условным терминам принято обозначать совокупность очень далеких друг от друга по географ. и хозяйтв. условиям по культурным особенностям стран и народов.

Религия играла главную роль в восточном обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость соц. структуры. В религиях Востока на 2 план отходят первобытные верования и культы, на 1 план выходит религиозный культ могущественных богов. Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетинизм). Главная черта религии Востока – политеиз (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно была отражена в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, об их мудрости, сверхъестественном могуществе. Различные формы культуры начинают вести самостоятельное существование, т.е. культура становиться специализированной.Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-администр. деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы из писцов происходят первые литераторы. Возникает математика, астрономия, медицина.Особенности Древневосточного искусства.

1. Неотделимость худ. сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.

2. Информационность – в памятниках культуры прослеживаются отчетливое преобладание информативного начала.

3. Иерархичность – которая проявляется в постоянном стремлении показать какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии. Н-р – царь или фараон – символы власти; жрецы – символ знати; ремесленники – орудия труда.

4. Каноничеость, т.е. наличие обязат. корм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

27 ВОПРОС.

Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно

расширение взаимосвязей и взаимовлияний гр. и вост. к-р. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель

Зенон) и философия Эпикура( последователь Демокрита). Быстрый рост городов, стремление правителей прославить

мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные

с украшением зданий — мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика… Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома.

В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы.

1. Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык».

2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме.

3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях — детях богов и смертных.Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа, возникла лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность). В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка, были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует

чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены

фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры

остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название

«трагедия» («песнь козлов»). Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор

А. Македонского). В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. — время перелома в гр. живописи, перехода к объемному изображению.

28 ВОПРОС.

Самобытный характер культуры Древнего Рима, она представляет собой единство, возникшее в результате оригинального с заимствованными культурными элементами. Древнеримская культура формировалась и развивалась на базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял основные ценности. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны

со своими соседями, что в значительной мере

определило и его организацию, весь строй жизни и историю. В центре их мифологии был сам Рим, его народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого

достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для исполнения долга хорошего гражданина. Граждане должны были служить в ополчении, принимать участие в народных собраниях.

Исполнительная власть исправлялась выборными “магистрантами”.

Коллектив граждан решал политические дела

на народных собраниях и защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение. Над гражданином не было давления бюрократии;

Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий.

Для античных рабовладельческих полисов

характерно стремление к обособленности и

замкнутости. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных способов

общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры. Не удивительно, что здесь мы

сталкиваемся с интересным феноменом — если

греческое искусство и литература благополучно были “пересажены” на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логические знания античности как бы “засыхали” в силу

интеллектуального уровня Все это объясняется

спецификой римской культуры: сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота.

29 ВОПРОС

Римская драма и поэзия, проза

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными.

Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки. Первым римским поэтом был Ливий Андроник (грек).

Он положил начало римской художественной литературе Крупнейшим римским писателем конца III — начала I I в. до н.э. был Тит Макций Плавт, актер по профессии (130

комедий). Исконно римским литературным жанром был сатуры (реалистическое направление, обличительный жанр)

Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими, написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинская поэтическая речь. Параллельно развивалась и проза. Как и ранняя поэзия,

ранняя римская проза была подражательной.

Римская архитектура Римская архитектура в IV — I вв. до и. э. прошла два периода

своего развития. Первый период охватывает IV — III вв. до н.э., когда Рим был относительно бедным и небольшим

городом. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры; например, формы римского раннего храма и его декоративного убранства,

применение арки и свода были заимствованы от этрусков. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные

(оборонительные стены) и гражданские (первые водопроводы и дороги). Второй период (I I — I вв. до н.э.) характеризуется

широким применением бетона и сводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий, например базилики где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры,

где давались гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где происходили ристания колесниц, библиотеки и т.д. Возникает новый тип монументального сооружения —

триумфальная арка… Потребности торговли-

вызвали к жизни строительство складов.

Скульптура. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим

предкам на форуме. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить

данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Наука.

Характерной чертой мышления римлян был

практицизм, любовь не к теоретическим, а к

прикладным наукам. Так, например, высокого

уровня развития достигла в Риме агрономия.

Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате, способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Появляются руководства по риторике, где излагались

основные правила ораторского искусства. Несмотря на сильную зависимость от греческих образцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств по риторике нужно

назвать работу неизвестного автора “Риторика к Гереннию” (некоторые приписывают ее составление Цицерону) и несколько работ Цицерона — “Брут”, “Об ораторе”.

Большое развитие получила наука о праве:

правоведение, или юриспруденция. Особенно

нужно отметить 18 книг “Гражданского права” ) и “Дефиниции” Квинта Муция Сцеволы. Юридические вопросы затрагивались в многочисленных речах

Цицерона. В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновение латинского языка,

филологические комментарии к комедиям и трагедиям.

30 ВОПРОС

Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период( охватывает более тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и новым временем. выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье — новые западные европейцы принимали христианство, кот. в Риме было гос-ной религией, Р-ская империя распалась на множество частей. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются традиции античной духовной к-ры; 2) Высокое(классическое) средневековье — Европа начала преодолевать затруднения Раннего периода и возрождаться. С 5в. сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные гос. структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап. христиане завоевали господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. На базе традиций Др. Рима и варварских племен возникло романское, а затем готическое иск-во, развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра. Впоследствии зародилась ф-фская система средневековья схоластика — тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания.; 3) Позднее средневековье — продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод, многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии, иск-ва. В Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии. Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах используются эл-ты театра. Против монополии церкви в духовной сфере впервые выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной.

Вопрос 31.

Громадную роль играли католическая церковь и христианская религия римско-

католического образца. Религиозность населения усиливала роль церкви в обществе, а экономическая, политическая и культурная деятельность духовенства способствовала поддержанию религиозности населения. Католическая церковь представляла собой жестко организованную, хорошо циплинированную иерархическую структуру во главе с первосвященником — папой римским. В результате союза светской и духовной власти, возникшего вследствие принятия франками христианства сразу в

католическом варианте, франкские короли, а затем и государи других стран делали церкви

богатые земельные пожалования. Поэтому церковь вскоре стала крупным землевладельцем. Занимаясь товщическими операциями и ведя хозяйство в принадлежащих ей владениях, атолическая церковь представляла собой реальную экономическую силу, что было одной из причин ее могущества. Долгое время церкви принадлежала монополия в области культуры. Монополия католической церкви в области культуры приводила к тому, что вся средневековая культура носила религиозный характер, а все науки были подчинены теологии и пропитаны ею. Церковь выступала проповедником христианской морали, стремясь привить христианские нормы поведения

всему обществу. Она выступала против бесконечных усобиц, призывала воюющие стороны не обижать мирное население и соблюдать некоторые правила по отношению друг к другу. Духовенство заботилось о стариках, больных и сиротах. Все это поддерживало авторитет церкви в глазах населения.

33 ВОПРОС.

В период раннего Средневековья активно

развивалась устная поэзия, особенно

героический эпос, что было характерно

прежде всего для Англии и стран

Скандинавии. Крупнейшие произведение

англосаксонского героического эпоса-поэма

Беовульф.Во всей западноевропейской литературе этого периода эпическая народная поэзия Скандинавии не имеет себе равных. Важнейшим памятником сканд. поэт. эпоса считается- Старшая Эдда-сборник песен мифологического и героического характера.Особое место в литерат. сканд. народов занимает исландские саги (Сага об Эрике Рыжем). Возн. и развив. рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений Песнь о Ролланде. Успешно развив. в странах

Зап. Европы и рыцарская лирическая поэзия.

Значительным ялением в литературе Франции была поэзия вагантов.

В этот период быстро развив. городская литература, для которой характерны реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев

общества, а также появление сатирических

произведений. Развитие городской литературы свидетелствовало о новом явлении в культурной жизни-городская культура. Суть гор. Культурысводилась к пост. усилению светских элементов

во всех сферах человеческого бытия.

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи и в др. областях культры. В архитектуре Византии преобдадал тип крестово- купольного храма, стены украшались мозайками. В церковной живописи реалистические традиции

сочетались с элементами условности.

34,35 ВОПРОС.

Ислам зародился 6 веке нашей эры на территории аравийского полу острова. Он является монотеистической традицией, т.е. традицией исповедующих единобожие. Ислам отрицает многобожие. Второй монотеистическая традицией является иудаизм и христианство. Ислам на ряду с иудаизмом и хрестианством относится к авраамической традиции. Данная традиция проповедует веру в единого бога и полную покорность божественной воле, как основопологающие принципы жизненного пути. Основателем ислама — являлся пророк Мухамед. Однако он не ставил своей задачей создание новой религии в ряду других религий. Перед исламом была поставлена задача обновление изначальных монотеэистической традиции, которая с течением исторического времени была утрачена. Понятие ислам — покорность к божественной воле и его принято возводит к арабскому слову Салим (мир).

Культура Ислама пронизана идеей божественнго единства, оно не вырозимо через какой либо образ. Это обстоятельство объясняет абстрактный характер искусства. Доктрина запрещает изображение человеческого образа, однако запрещение образов не является абсолютным. В архитектуре дворцов или ювелирном искусстве допускается образы искизов животных. В сакральном искусстве предусматривается растительные формы. Отсутствие изображения утверждает трансцендентного бога, т.к. божественная сущность вообще невозможно сравнить с чем бы то не стало. Архитектура склоняется к ясности и уровновешенности, подчинению единству легкости целому. Развитие Архитектуры шло в направлении геометр. тонкости которая имеет качественный характер и выражает всю внутреннюю сложность единства и его проявления во множественности. Задачей архитектуры является сопоставление атмосфер покоя, свободного от всякого стремления, что указывает на достижение вечности. Калиграфия является благородной из искусств в мире ислама. Своими богатствами арабское письмо обязано тому что оно обладает двумя измерениями: это вертикальное измерение дающее букву и благородству. Горизонтальное — объединяет все буквы в непрерывное течение.

36 ВОПРОС.

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, что определило и особенности ее культуры. Особенности византийской культуры состоят в следующем: 1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций; 2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи Ренессанса; 3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество; 4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии. Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями античного мира.

40,41,42 ВОПРОСЫ

Культура Ренессанса. рассматривается как переход от средних веков, от еодального к буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело, междунар. торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в обл. астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс — эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели — Колумб, Магеллан. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса достигает в 16в. В утверждаемой системе ценностей духовной к-ры в целом выдвигаются идеи г-зма. Гуманизм Р. — это такое мышление, для кот. хар-рны свободолюбие и светский индивидуализм. Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре имеет 2 значения: 1) в широком смысле — система идей и взглядов на чел-ка как наивысшую ценность; 2)в узком — прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи В., направленное на утверждение внимания к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение, захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворцах т, проникает в религиозные сферы, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г-сты вносят в духовную к-ру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух, раскрывают безграничные возможности чел-ка. Они выступают против цензуры церковной, формируют чел-ка предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже сам кует свою судьбу. Г-зм как принцип к-ры базируется на антропоцентричной картине мира. Утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового времени — Данте Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа Петрарка, ф-ф и поэт, кот. считают основателем г-кого движения в Италии. Известное влияние на г-кое движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны работы Джаноццо Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо Валла (трактат «О наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве человека»). Важную роль в утверждении г-ких идей сыграла Платоновская Академия во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и общ-вом, делая правильный выбор. Г-сты уделяли внимание изучению древних языков, они основали классическую филологию. Г-сты критиковали всю средневековую схоластику. Схоластической системе образования они противопоставили воспитание, кот. развивает чел-ка умственно и физически, формирует у нее высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко противоречивы. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную

роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Постижение человеком мира, аполненного божественной красотой, становится одной Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы.из мировоззренческих задач возрожденцев.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483- 1520), Леонардо да Винчи (1452- 1519), Микеланджело

Буонарроти (1475- 1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной

эстетики.

44 ВОПРОС.

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483- 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции,

Англии, Италии. В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации — протестантизм. От католичества отошла

часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом.

Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с

Богом через устроенное соответствующим образом общество.

45 ВОПРОС.

Культура Нового времени. 17-19 вв. Западной культуры — этому времени способствовал единый экономический базис, буржуазный способ производства и единый ориентир развития человеческой индивидуальности. Вместе с тем каждая из трех эпох обладает своеобразием. 17в. — эпоха зарождения и становления рационализма. 18 в. — эпоха просвещения, в ней рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта. 19 век. Эпоха утверждения капиталистических отношений, когда рационализм становится основой общественной и хозяйственной практики. Отличается небывалый научно — технический прогресс.

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству