О. Ю. СОЛОДЯНКИНА (Череповец)
Специфические черты и маргинальность индустриального российского города

С точки зрения Энцо Миньоне, бедность и маргинальность - это термины, используемые для определения тех секторов общественного спектра, которые находятся в состоянии серьезных трудностей (временных или перманентных, неважно) сравнительно с условиями жизни большинства населения. Современный индустриальный российский город специфичен применительно к столичному (специфичность провинциальности), к окружающей его сельской местности (специфичность горожанина по отношению к крестьянину) и к неиндустриальным городам (специфичность индустриальности). Все эти три аспекта специфичности предлагается рассмотреть на примере Череповца, крупного индустриального города Европейского Севера России.

Ныне известный гигантским металлургическим предприятием "Северсталь" Череповец обязан своим возникновением монастырю, созданному в конце XIV века, и подмонастырской слободе. Место, выбранное для монастыря, располагалось на важном водном пути из Москвы в Белоозеро (река Шексна) и стало центром ярмарочной торговли для всей округи. Упразднение монастыря в 1764 году поставило посад в сложную ситуацию, но в 1777 году указом императрицы Екатерины II "для пользы водной коммуникации" здесь был учрежден город Череповец. В 1782 году был утвержден план регулярной застройки города (с прямоугольной планировочной системой), детально точно осуществленный впоследствии. Городок был крошечным: в нем числилось 537 жителей. Это был типичный уездный город Российской империи. После постройки Мариинской водной системы (1810 год), связавшей Волгу, главную торговую артерию страны, со столицей - Петербургом, Череповец оказался в центре деловой активности. Город стал стремительно меняться. Появились каменные постройки, прежде всего купеческие дома, потребовались образованные люди - и в городе появились техническое училище, реальное училище, учительская семинария, женская гимназия и другие.

Создание сети образовательных учреждений связано с именем городского головы И. А. Милютина, почти 50 лет руководившего городом. Милютины и сами были типичными маргиналами: начали как мелкие купцы, потом размах операций возрос, затем новые знания, добытые путем самообразования - и деятельность на пользу города. Племянник И. А. Милютина уже был дипломированным инженером, депутатом Государственной Думы, типичным петербуржцем, забывшим о своих купеческих корнях.

В начале XX века на 10 тысяч жителей в Череповце приходилось 13 учебных заведений с двумя тысячами учащихся, пропорция, немыслимая для России той поры. Бойкие на перо журналисты, как всегда все преувеличивая, назвали Череповец "русским Гейдельбергом" и "северными Афинами".

Именно с этого времени начинается процесс индивидуализации, уникализации до той поры типичного городка. Он воспринимался как "остров образования" в бескрайнем море "невежественной крестьянской массы" окружающего уезда и губернии в целом. Население теряло прежнюю идентичность "темного, невежественного провинциала", но новая идентичность "жителя русского Гейдельберга" была бы типична для столичного города, а здесь воспринималась как неуместная.

В 1905 году через Череповец прошла Северная железная дорога, связавшая Петербург с Уралом и севером страны. Расположение на важнейшем торговом пути, активное участие в деловых контактах вызвали прорыв географической изоляции. Купцы стремительно богатели и европеизировались. Череповецкие помещики гордились, что они гораздо более по-европейски ведут дела, чем их вологодские соседи, живущие всего на 100-200 километров восточнее, но в стороне от торговых путей. В сельской местности, окружающей Череповец, росли сыроварни и маслоделательные заводы, рождался рецепт знаменитого "вологодского масла". Всё это делало Череповец отнюдь не типичным провинциальным городом. Специфичность проявлялась и в политических предпочтениях. Голосование жителей Череповца на парламентских выборах поражало городские власти - ведь избранным в 1907 году оказался член революционной - социал-демократической - партии. Обычно такие политические симпатии демонстрировали крупные индустриальные центры с большим количеством рабочих, в Череповце же промышленных предприятий практически не было.

После революции, в 1918 году, Череповец стал городом губернским, центром Череповецкой губернии. Но значимость его, несмотря на повышение статуса, стала падать. Централизация всех сторон общественной жизни не способствовала развитию местных центров просвещения, каковым являлся Череповец до революции. Важнейшим социально-экономическим процессом тех лет стала индустриализация, а Череповец поначалу оставался в стороне от нее. Не помогло и создание вместо Мариинской системы Волго-Балтийского водного пути. Город стремительно превращался в милый, но захолустный уголок Советского Союза. Административные реорганизации (вхождение сначала в Ленинградскую область, затем в Вологодскую) не сказывались на дремоте провинциального сознания. Для Череповца в полной мере были характерны все особенности "времени большой длительности": чрезвычайно низкая скорость исторических изменений условий труда, быта, культуры, умственной деятельности. Это была культура аграрного общества. Во многих городах современной России эти тенденции выключенности из политической жизни общества, аполитичности и консерватизма населения, неустойчивости и несамостоятельности городской культуры, узости интеллектуального слоя, одновременно враждебного и харизматического отношения к аппарату власти, до сих пор являются определяющими. Не так сложилась судьба Череповца.

Именно здесь было решено разместить металлургический завод регионального значения. Аналогию подобному решению привести трудно: никаких источников сырья в Череповце не было. Это уникальный случай выбора места строительства крупного металлургического комбината вдали от источников сырья. Сразу же появились комментарии: это решение - историческая ошибка проектировщиков, ведь транспортные расходы должны были составить 30- 40 процентов себестоимости металла. Решение принималось на самом высоком уровне: его утвердил лично И. В. Сталин. Выбор пал на Череповец, потому что здесь скрещивались транспортные потоки: уголь из Воркуты и руда с Кольского полуострова. Так выгодное географическое положение еще раз предопределило судьбу города.

Расчет делался и на использование расположенного вблизи торфа, и на целый ряд других факторов. Сегодня, спустя полвека после дискуссии о месте строительства металлургического комбината, очевидно, что почти ни один фактор, который должен был улучшить экономические показатели первенца северо-западной металлургии, не сработал. Местные ресурсы (торф, пиритные огарки, электростанция) не стали основой развития завода. При этом Череповецкий металлургический завод - Череповецкий металлургический комбинат - ОАО "Северсталь" - стабильно входит в тройку крупнейших металлургических предприятий России. Это единственное предприятие подобного профиля и подобного размаха, расположенное вдали от источников сырья, и при этом нормально функционирующее.

В 1949 году началось строительство завода и для этой цели в город прибыло огромное количество людей со всей страны. В 1955 году, когда завод был пущен, численность населения города составила 74 тысячи человек, и Череповец вошел в группу городов с повышенными темпами прироста населения (свыше 60 процентов). Темпы эти достигались за счет сильного разбавления городского населения элементами, порвавшими с деревенской культурой и не готовыми приобщиться к культуре городской. Коммунистические вожди говорили о "слиянии города с деревней", а на деле происходила "рураризация" городов. К. Маркс писал об "идиотизме сельской жизни", но этой "идиотизации" подверглась городская жизнь. Процесс урбанизации ускорил отток из сельской местности и маленьких городов наиболее предприимчивой части крестьян, бывшего купечества, интеллигенции. Попадая в крупный город и "затерявшись" в нем, человек утрачивал тесные связи с родными местами и с той моралью, которой он подчинялся в силу обстоятельств. Вместе с тем те установки, которые были восприняты им как его жизненное кредо, такие качества его ума, как, например, сметливость, расчет, привычка все проверять, недоверие к незнакомым людям и т. п., продолжали оставаться главной ценностью и основой карьеры в городе. Так сформировались два основных типа горожанина: нравственный релятивист (хорошо то, что выгодно мне) и консерватор (навязывающий свои неадекватные городской жизни нравственные императивы окружающим). Именно подобный тип поведения прежде всего называется провинциальным. Провинциальность менталитета - это узость и ограниченность сознания вне зависимости от того, живет ли его носитель в столице или маленьком городе. Но в то же время за провинциальность, особый менталитет принимается способность человека, попавшего в иную социокультурную среду (например, провинциал в центре, житель столицы в провинции), сразу адаптироваться к новым для себя условиям. Личность оказывается в маргинальной ситуации. Типичная маргинальность похожа на провинциализм, но различна с ним. Маргинальный тип личности характеризуется стремлением как можно быстрее адаптироваться в новых условиях (способы и характер такой адаптации могут быть различны). Провинциальность же основывается на обнаружении и дальнейшем сохранении иной, чем в центре, включенности в социокультурное пространство. Что в целом характерно для промышленного города? Большая часть населения занята на основных промышленных предприятиях города: "Северстали" (более 40 тысяч человек, более половины всех занятых в промышленности жителей города), "Аммофосе", "Азоте". Промышленным предприятиям принадлежит наиболее развитый сектор социальной инфраструктуры - детские сады, дома культуры, базы отдыха. Большая часть транспортных маршрутов ведет к промышленным предприятиям (прежде всего основному - "Северстали"). Автобусы, трамвайные пути, прокладываемый троллейбус - всё ведет к "Северстали".

Экологическая ситуация в городе достаточно сложная, и основными загрязнителями являются опять-таки крупнейшие промышленные предприятия - "Северсталь" (около 90 процентов всех выбросов), "Аммофос", "Азот". По объему выбросов, загрязняющих атмосферу, Череповец занимает одно из первых мест среди промышленных городов России. Соответствующие службы фиксируют превышение предельно допустимой концентрации веществ постоянно в 20-30 раз. Промплощадка "Северстали" практически неразрывно смыкается с селитебной частью города. Санитарно-защитная зона предприятия отсутствует, хотя по расчетам рассеивания выбросов загрязняющих веществ комбината в атмосферу ее ширина должна составлять не менее 3-5 километров. Экологическая емкость территории Череповца практически исчерпана в связи с высокой концентрацией промышленных предприятий на ограниченной территории (около 50 предприятий). Сложившаяся в городе экологическая обстановка достигла такого положения, когда в окружающей среде могут возникнуть необратимые отрицательные изменения и пребывание людей на территории города станет невозможным.

Экологические проблемы больно ударяют прежде всего по детям. Младенческая смертность за последние годы (1991 -1998) возросла с 12 до 15,6 на одну тысячу родившихся, число маловесных детей - с 59,5 до 75,1 на одну тысячу, детей с врожденными пороками развития стало рождаться в 1,5 раза больше. В целом число детей, родившихся больными, возросло в 2,14 раза. Лидеры среди детских болезней - болезни органов дыхания, нарушения функций пищеварения, болезни мочевыделительной системы, т. е. это болезни, напрямую связанные с экологией. У взрослых преобладают болезни крови и кроветворных органов, системы кровообращения (рост в 1,5 раза), органов дыхания (рост в 1,5 раза), моче-половой системы (рост в 1,27 раза).

Стремительно возрастает число людей, по долгу службы связанных с работой в контакте с неблагоприятными производственными факторами. За 1994-1995 годы число таких людей возросло с 26 тысяч (из них 6 тысяч женщин) до 56 тысяч (из них 16 тысяч женщин). Растет абсолютное число людей с профзаболеваниями, особенно в строительной отрасли (из зарегистрированных случаев 63 процента - женщины).

В такой ситуации важно наличие достаточного количества врачей и больничных коек - в Череповце не хватает ни того, ни другого. В целом по России норма - 47,5 врачей на 10 тысяч населения. В экологически благополучной Вологде их 59, в Череповце - 36. По российской норме число больничных коек на 10 тысяч человек - 149, в Вологде их 225, в Череповце - 127.

Практически все череповчане находятся за пределами нормального существования с экологической точки зрения: по сравнению с неиндустриальными городами, обстановка здесь слишком сложна для жизни.

Другой элемент специфичности - культура и культурные возможности. Дореволюционную традицию "русского Гейдельберга" продолжает Череповецкий государственный университет - первый в истории России университет, созданный не в областном городе. Образование Череповецкого государственного университета в 1996 году вызвало серьезные возражения со стороны областного центра (Вологда, центр области, не имеет университета классического типа, а только педагогический и политехнический, в Череповце же он есть). Наличие университета классического типа в российской традиции всегда было привилегией крупных административных центров. Уникальный случай Череповца нарушил эту традицию. Но престиж университета не столь высок, как хотелось бы горожанам. Отделы кадров крупнейших промышленных предприятий предпочитают брать на работу выпускников более престижных столичных технических университетов.

Промышленные предприятия постоянно требуют новых работников, и всё новые мигранты оказываются в городе. Естественная убыль населения возрастает, а общее число жителей ежегодно возрастает примерно на 1,5 тысячи человек.

Благодаря этому средний возраст жителей Череповца меньше 40 лет, гораздо ниже, чем в среднем по области. Доля пенсионеров также невелика, так как из-за тяжелых условий труда и неблагоприятной экологической ситуации средняя продолжительность жизни меньше, чем в среднем по стране. В целом с Европейского Севера России население выезжает (особенно из Коми АССР и Мурманской области), а для Череповца ситуация противоположная: идет постоянный приток населения.

Из-за слишком большого количества мигрантов (особенно среди людей средней и старшей возрастной группы) изменилось даже произношение названия города. В соответствии с особенностями местного диалекта слово Череповец ранее произносилось с ударением на втором слоге, теперь же - на последнем, четвертом. Немногочисленные коренные жители протестуют против подобной "смены названия", апеллируя к средствам массовой информации. Изменилось и название жителей города: раньше они назывались "черепане", теперь - "череповчане". Даже прожив несколько десятилетий в Череповце, родным место они считают тот район бывшего Советского Союза, ту деревню, из которой они приехали. Череповец - временный (хотя в большинстве случаев временность оказывается пожизненной) пункт их проживания. Для большинства это своего рода город-общежитие. Неслучайно район собственно общежитии занимает в городе достаточно большое пространство, в основном ограниченное улицами, прилегающими к металлургическому комбинату. Этот район общежитии маргинален внутри самого города - здесь селятся вчерашние жители села, нелегально остающиеся в России вьетнамцы, образующие свои маленькие Ханой, опустившиеся пьяницы, променявшие за доплату свое жилье в более благополучных районах города, представители криминальных структур. Нормальный обыватель просто так не пойдет в этот район. Это своего рода общежитское гетто. Дома застройки 50-х годов, так называемые "хрущобы", исчерпали свой жизненный ресурс, и их истрепанные фасады дополняют мрачную картину. Именно этот район дает наибольший процент малолетних преступников и наркоманов.

Одна из отличительных черт мигрантов - потеря их прежнего окружения, прежней системы моральных ценностей, а также поиск и обретение новой идентичности взамен утраченной. Огромную роль здесь играют первичные группы - семья, друзья, приятели. Однако, окружение мигрантов весьма специфично - это такие же утратившие идентичность и прежние моральные принципы маргиналы. Поэтому криминогенная обстановка особенно сложна в районах их расселения. Статистика фиксирует постоянный рост правонарушений, особенно преступлений на имущественной почве.

Для поколения с потерянной идентичностью наркотики являются одним из способов ее замены. В целом в Череповце на 17 тысяч подростков приходится 312 состоящих на учете наркоманов, и по количеству наркоманов на 100 тысяч населения (286,6) Череповец далеко превосходит среднероссийские показатели (165,5). Здесь сказывается экономическое благополучие города: наркотики оказываются доступны по цене, а, кроме того, рядом Москва и Петербург с их традициями нонконформистского поведения молодежи, включающего в себя и наркотики.

Итак, современный индустриальный российский город специфичен в своем экономическом благополучии и маргинален при учете экологического, медицинского, криминогенного, культурного, морального и лингвистического факторов.
     


К титульной странице
Вперед
Назад