Контрольная работа: Культура современной Япоонии

Реферат «КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ»

КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ.
Культура современной Японии — это культура развитого капиталистического государства. Вместе с тем в силу особенностей исторического развития страны в ней продолжают сохраняться многие старые традиции, определяющие ее национальное своеобразие.
Основой современного этапа развития японской культуры явились изменения в социально-экономической структуре общества, связанные с поражением Японии во второй мировой войне. Ряд демократических преобразований в предвоенные и военные годы полицейских ограничений свободы слова, печати, собраний, вероисповедания, ограничений, которые прервали естественный ход развития японской культуры нового времени. Хотя демократизация общественной жизни Японии ограничилась рамками обычных буржуазных свобод, однако, и это составило столь разительный контраст с условиями предшествующего периода, что послужило достаточным стимулом для возникновения нового этапа в развитии японской культуры.

ТЕАТР.


В театральном искусстве выступают многочисленные коллективы самых различных жанров и направлений. В большом жанровом разнообразии театра современной Японии выделяются три основные группы: традиционный классический театр, жанры которого сложились в феодальную эпоху (бугаку, ноо, кегэ, кабуки): новые национальные жанры., возникшие и развивающиеся после «революции Мэйд-зи» в русле движения за обновление театра (симпа, синкокугэ-ки, сингэки), и европейские театральные жанры, развитие которых заметно активизировалось в послевоенный период.
Основную массу зрителей привлекает японский традиционный театр, важнейшим жанром которого является кабуки. Спектакли кабуки рассчитаны на массового зрителя и устраиваются в специфически оборудованных больших театральных помещениях.
Многие выдающиеся представители традиционного театра были избраны членами Японской академии искусств и награждены государственными орденами.
Важным мероприятием, направленным на сохранение традиционного японского театра, было открытие в 1966 году первого в истории Японии Государственного театра. При нем созданы первые государственные школы по подготовке творческой молодежи для традиционного национального театра.
Значительной творческой активностью отличается в послевоенный период деятельность многочисленных театров сингэки (Современная драма).
Немногим более половины пьес репертуара этих театров принадлежит перу японских драматургов, остальные представляют собой классику западной драматургии и пьесы современных драматургов различных стран мира. Коллективы, придерживающиеся демократического направления, уделяют большое внимание русской и советской драматургии. Так, только в 1963-1967 гг. в Токио были поставлены «На дне» и «Мать» М. Горького, «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и «Чайка» А. П. Чехова, «Поднятая целина» по М. Шолохову, «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому.
Среди актеров и актрис сингэки наибольшей популярностью пользуются Корэя Сэнда, Дзюкити Уно, Осаму Такидзава, Исудзу Ямада, Ясуо Ямамото и др.
Со второй половины 60-х годов под влиянием новых западноевропейских веяний широкое распространение получили так называемые микротеатры.
Японское танцевальное искусство, как и многие другие виды искусства в этой стране, четко разделяется на традиционное — буе и европейское — балет.
С начала XX века классический японский танец буе получил развитие и распространение вне рамок, традиционного театра. Возникло несколько танцевальных школ, возглавляемых выдающимися мастерами. Среди представителей этих школ появились хореографы и артисты, стремящиеся создать новые сценические танцы на традиционной основе. Эти танцы в отличие от классических стали называть «синбуе» («новые традиционные танцы»).
Толчком к развитию в Японии европейского балета послужили выступления Анны Павловой в 1922 году, которые произвели огромное впечатление на весь мир японской хореографии. Появились первые отечественные специалисты в области балета, получившие образование или за границей, или у русских педагогов в Японии. Они стали в дальнейшем организаторами и руководителями балетных трупп Японии в послевоенный период. В репертуаре этих трупп преобладали произведения русской и западной балетной классики.
В 1958 году была основана Японская балетная ассоциация, объединившая артистов балета и хореографов. Первым спектаклем был «Золотой петушок» (1959 г.), за ним последовали несколько балетных концертов, балеты «Павильон Армиды» (1958 г.), «Жизель» (1970 г.), «Спящая красавица» (1971 г.), «Ромео и Джульетта» (1972 г.), «Золушка»(1973 г.) и др.
В Японии регулярно гастролируют все крупные балетные коллективы мира, в том числе балет Большого театра, Ленинградский балет, Киевский балет и др… Советские хореографы и артисты балета оказывают помощь балетным школам и коллективам Японии.
Нередко наши ведущие балерины и балетные пары принимают участие в спектаклях японских трупп.
Опера в Японии является еще более молодым жанром, чем балет. Музыкальные критики Японии отмечают все еще невысокий уровень оперных спектаклей, осуществленных отечественными коллективами. И многие театральные деятели Японии не без основания полагают, что развитие оперного искусства в стране невозможно без финансовой поддержки со стороны правительства или общественных организаций.
Настоящими событиями в театральной жизни страны становятся гастроли прославленных зарубежных оперных коллективов: Большого театра или итальянского театра «Ла Скала».

ЛИТЕРАТУРА.

Литературная жизнь современной Японии отличается интенсивностью и большим многообразием. В стране издается более 200 журналов, ежегодно присуждается свыше 100 литературных премий за новые произведения. Однако среди этого обилия литературной продукции трудно выделить какие-либо ведущие художественные направления или указать одно-два писательских дарования, определяющих эпоху.
К началу 70-х годов ушло из жизни сложившееся еще в предвоенные годы поколение таких старых признанных мастеров слова, как Кафу Натай (1879-1959), Хакуте Масамунэ (1879-1962), Наоя Сига (1883-1971), Дзюнъитиро Танидзаки (1886-1965) и Ясунари Ка-вабата (1889-1972). Романы Танидэаки стали значительным явлением японской послевоенной литературы. Широкий резонанс не только в Японии, но и за рубежом получило творчество Кавабата — первого японского писателя, удостоенного Нобелевской премии по литературе.
Течение «Послевоенной литературы», сыгравшее на первых порах значительную роль в формировании современного этапа японской литературы, распалось к началу 60-х годов, и такие входившие в него писатели, как Хиросим Нома (род в 1915 г.), Синъитиро Накамура (род в 1918 г.), Риндзо Сиино (род в 1911 г.) и др.„продолжают свою творческую деятельность, идя каждый своим путем.
Заметную роль в литературной жизни Японии продолжают играть писатели так. называемых второго и третьего послевоенных поколений. Среди них следует отметить в первую очередь Кобо Доз (род. в 1924 г.) и Кэндэабуро Оэ ( род. в 1935 г.).Дбэ выдвинулся в число ведущих писателей современной Японии благодаря роману «Женщина в песках» ( 1962г.).В этом произведении, как и в большинстве последующих произведений Абэ — действительность предстает в виде сложной, невероятной с общепринятой точки зрения аллегорической ситуации, отражающее чувство страха и неуверенности, преследующих маленького человека в современном капиталистическом обществе.
Кэндзабуро Оэ в своих лучших произведениях — «Опоздавшая молодежь» (19б2г.), «Футбол I860 года» (1967г.), «Объяли меня воды до души мое и» (1973г.) — выразил тревогу за будущее страны, за судьбы молодого поколения. В своих публицистических произведениях- «Хиросимские записки» (19б5г.), «Окинавские записки» (1967г.) -писатель выступает в защиту идей мира и гуманизма.
Поражение движения протеста против «договора безопасности» и кризисные явления в экономике Японии начала 70-х годов вызвали среди японской интеллигенции настроения апатии и разочарования, которые нашли отражение в литературе. Часть писателей отказалась от освещения больших социально-политических тем, замкнувшись в узком кругу повседневности. Эти писатели получили название «ушедшего в себя» («интровертного») поколения (найко, сэ-дай). К ним относятся Сэндзи Курой (род.в 1932 г.), Есикити Фуруи ( род.в 1937 г.), Мэйсэй Гото (род.в 1932 г.), Акира Дбэ ( род.в 1934 г.) и др.
В конце 70-х годов на литературную арену вышли писатели «поколения молодых» ( ао-но сэдай ) — Рю Мураками (род.в 1952 г.), Масахиро Мита (род.в 1948г.). Кэндзи Накатами ( род. в 1946 г.) и др. Их творчество по-своему также отразило кризисную духовную обстановку Японии наших дней.
Особое место в современной японской литературе занимает тема рабочего класса.Пагубные последствия капиталистической рационализации показаны в романе Дзюндзи Киносита, (род. в 1914 г.) «Бесконечные рельсы» (1965г.). В произведениях Кисе Накадзато (род. в 1936 г.) затрагиваются проблемы классовой борьбы.
Прогрессивных писателей по-прежнему продолжает волновать тема войны., ее неизжитые последствия. Таков роман Инэко Сата (род. в 1904 г.)" В тени деревьев (1972г.) и переведенные у нас «Реквием» ( 1972г.) Сидзуко Го (род.в 1929 г.) и «Остров мертвецов» (1974г.) Сэй Кубота (род. в 1921 г.). В прогрессивной литературе Японии отражается серьезное критическое отношение к действительности и истинно гуманистический взгляд на человека.


КИНОИСКУССТВО


Японская кинематография в наши дни представляет собой заметное явление в мировом киноискусстве. По числу выпускаемых фильмов Япония со второй половины 50-х годов неизменно занимает одно из первых мест в мировой кинопромышленности. Максимальное число выпущенных художественных фильмов и функционирующих кинотеатров приходилось на I960 г.: соответственно 547 и 7457; максимальное число зрителей, посетивших кинотеатры (1130 млн.), было зарегистрировано в 1958 г. В последующие годы эти показатели стали неуклонно сокращаться.
До 1971 г. основная масса кинопродукции приходилась на долю так называемой «большой пятерки» — пяти крупнейших кинокомпаний: «Сетику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй» и «Никкацу». Активную и довольно успешную деятельность развернули в это время небольшие независимые кинокомпании, организованные звездами.
Японские фильмы разнообразны по тематике: экранизация литературных произведений и отдельных образцов театральной классики, воинственные самурайские фильмы, фильмы о современной молодежи, сентиментальные бытовые драмы, детективы, фильмы о насилии, монстрах и чудовищах. Особое место занимают прогрессивные кинокартины, выпускаемые демократическими объединениями, не зависимыми от крупного кинокапитала.
Лучшие японские фильмы приобрели широкую известность в мировой кинематографии. За 20 дет, начиная с 1951 г., они получили больше 150 премий на различных международных кинофестивалях, причем своим успехом они в значительной мере обязаны хорошей режиссуре.
Самый крупный из японских режиссеров, Акира Куросава, получил всемирное признание в 1951 г. после того, как его фильм «Расемон» получил Большой приз на Международном кинофестивале в Венеции. Различных международных премий были удостоены и многие из его последующих фильмов.
Много фильмов Япония ввозит из-за границы. Только за 10 лет (1946-1955) в стране демонстрировалось 1544 иностранных фильмов, из них 1105 американских. В Японии демонстрируются и пользуются большим успехом классические произведения советского кино — «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», а также новые советские фильмы, такие, как «Зеркало» Д. Тарковского, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Н. Михалкова и др.
Прогрессивные деятели киноискусства послевоенной Японии организовали движение «независимых кинематографистов», представляющие собой исключительное явление в истории мирового кино. Они создали творческие объединения, которые при широкой материальной помощи зрителей выпустили несколько десятков серьезных реалистических фильмов, резко отличавшихся по проблематике и характеру от большей части коммерческой кинопродукции крупных фирм. Свободные от финансовой зависимости и идеологического контроля крупного капитала, независимые объединения в трудных условиях создавали произведения, обращенные к народу, пронизанные духом гуманизма и демократии, например «А все-таки мы живем» ( реж. Тадаси Имаи )- о жизни рабочих-поденщиков, «Дети атомной бомбы» (реж. Канэто Синдо)- о трагедии атомной войны, «Завод рабов» (реж. Сацуо Ямамото)- о буднях рабочего движения послевоенной Японии.
В 70-е годы японский зритель, уставший от пышных зрелищ и сложной эстетики киноавангарда, от насилия на экране, с радостью встретил фильмы, посвященные будничным жизненным проблемам. Этим объясняется успех фильмов Токихиса Морикава о рабочей молодежи и фильмов Едэи Ямада, составивших серию «Мужчине живется трудно». Все фильмы серии, полные добродушного юмора, повествуют о радостях и заботах простого человека.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

В современной японской живописи сосуществуют традиционная национальная школа (нихонга), тематика и технические приемы которой сложились еще в средние века, и европейская школа (era), получившая распространение с конца IX века .
Жесткая регламентация изобразительных средств и ограничение в области тематики несомненно сужают возможности художников традиционной школы. Поэтому довольно значительная часть ее представителей использует в своем творчестве достижения западноевропейской живописи. Одним из первых на этот путь вступил Хэйхатиро Фукуда (1892-1974 гг.), картины которого отличает яркая декоративность и поэтичная трактовка образов родной природы.
В творчестве художников следующего поколения- Такамацу Накадэима (род. в 1919г.), Сумио Гото (род. в 1930 г.) -сложился так называемый «Смешанный стиль».
Японские художники европейской ориентации работают в самых разнообразных стилях и жанрах. Одно из старейших направлений -реалистическое. Однако многие современные художники являются сторонниками различных формалистических течений: экспрессионизма, абстракционизма, поп-арта.
Прогрессивные художники Японии стремятся к правдивому отражению жизни страны. На углубление реалистических традиций японской живописи оказало влияние русское советское искусство, интерес к которому в Японии очень велик.
Значительное явление в мировом искусстве представляет собой японская гравюра, в особенности так называемая «народная гравюра», отличающаяся высоким художественным уровнем. Мастерам «народной гравюры» присущи острота восприятия социальной несправедливости и сочувствие к угнетенным. Выдающимися произведениями прогрессивного искусства являются гравюры Макото Уэно «Сожженная пагода» (1957г.)«Хиросима» (1959г.) «Видения Нагасаки» (1967г.).
Японская скульптура, как наиболее европеизированный вид искусства, не пользовалась покровительством властей в предвоенные и военные периоды. Предпринятое после войны обновление старых памятников и создание новой общественной скульптуры способствовало развитию монументальных форм в этой области изобразительного искусства.
Параллельно с реалистическим направлением большое распространение в японской скульптуре получило абстракционистское течение. В 70-е годы наметилось стремление к освоению новых материалов: пластмассы, полистирола и пр. Однако часть японских скульпторов продолжает национальную традицию, предпочитая работать с деревом и лаком.
Япония- страна, в которой высоко развито производство предметов прикладного искусства. Наиболее распространенными, имеющими древнюю традицию видами прикладного искусства являются керамика, фарфор, ткани ручной раскраски, изделия из лака, металла, бамбука..
Большое внимание уделяется в стране развитию керамики. Почти каждая область Японии производит посуду своего особого стиля. Старейшие мастера-керамисты удостаиваются почетных званий.
Длительную, историю имеет в Японии производство лаковых изделий. Однако технология их изготовления очень сложна и требует больших затрат труда и времени. Поэтому они остаются предметами роскоши. В отличие от этого изделия из бамбука широко используются в повседневной жизни, что нисколько не умаляет их художественных достоинств.
Новым явлением в культурной жизни современной Японии является развитие дизайна (художественного творчества в промышленности). В настоящее время все крупные промышленные компании имеют дизайнерские бюро. С 1958 г. в Японии существует Ассоциация промышленных дизайнеров.

МУЗЫКА.

Музыкальная жизнь в современной Японии протекает двумя параллельными потоками. Это традиционная японская музыка и западная музыка.
Традиционная музыка исполняется на японских национальных инструментах, среди которых есть струнные, ударные и духовые. Эта музыка, является одной из важных составных частей японского театра (ноо, кабуки, нинге дзерури).
Самым древним видом традиционной японской музыки является гагаку. Музыка гагаку очень сложна и своеобразна и поэтому служит объектом пристального внимания исследователей музыкальных структур как. в Японии, так и за ее пределами. Она оказала огромное влияние на формирование японской ладовой системы и легла в основу традиционной музыки.
Западная музыка, проникшая в Японию вместе с другими видами западноевропейской культуры в конце XIX в. довольно быстро завоевала господствующее положение в музыкальной жизни страны.
В Японии регулярно гастролируют крупнейшие исполнители и музыкальные коллективы мира, а японские музыканты совершают турне по городам всех континентов.
Молодые японские исполнители принимают участие во многих международных конкурсах, и в частности в конкурсе им. Чайковского, лауреатами которого стали пианист Тоеаки Мацуура, скрипачи Еко Кубо, Екко Сато, Масуко Усиода и виолончелисты Кэнъитиро Ясуда, Такэитиро Хираи и Цуеси Цуцуми.
Ежегодно в Токио проводятся музыкальные конкурсы по фортепиано, скрипке, вокалу, виолончели и композиции.
В Японии существует 10 профессиональных симфонических оркестров. Японские композиторы обращаются в своем творчестве как к национальному стилю, так и к европейской классике и новым западноевропейским музыкальным течениям.
Наиболее выдающимся музыкантом западной школы был старейший японский композитор и дирижер Косаку Ямада (1881-1965). Им написано несколько опер и балетов, много сочинений крупной формы и камерных ансамблей.Большинство японских композиторов входят в Ассоциацию новых композиторов (Синдзинкай). Часть молодых композиторов в 1960 г. объединилась в так называемую Композиторскую группу ( Саккеку сюдан). Такие японские композиторы и дирижеры, как. То-сио Одзава, Хироюки Иваки и др. имеют всемирную известность.


РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Научно-техническая революция в современной японской действительности породила разнообразные формы отчуждения духовного труда и подменила его производством всевозможных образцов, норм, моделей так называемой массовой культуры. Материальный прогресс производства оборачивается в современной Японии деградацией в развитии духовной культуры и сопровождается постоянным возникновением в ней разного рода аномалий, уродливых явлений, ненормальных процессов.
Уже в 60-х годах в Японии отчетливо проявилось стремление сделать культуру одной из отраслей бизнеса и воспитать потребительское отношение к ней в массах. В литературе небывалое распространение получили специальные журналы для развлекательного чтения. Преследуя коммерческие цели, крупные издательские компании способствуют созданию системы бестселлеров, при которой художественное произведение оценивается в зависимости от его коммерческого успеха, а последний, в свою очередь, в значительной степени зависит от рекламы.
Аналогичная ситуация наблюдается и в области кино. Общее повышение уровня потребления привело к увеличению многообразия «отраслей развлечения», что, наряду с конкуренцией с телевидением, привело к упадку кинематографии как области предпринимательства. В 60-е годы кино ведет отчаянную борьбу за досуг горожан. Его «соперниками» при этом выступают загородные прогулки, туризм, альпинизм, гольф и многое другое. Борьба кинопромышленности за выживание чаще всего ведется по линии удешевления производства фильмов и изменения их содержания. Крупным кинокомпаниям уже не до высокого искусства. На кинорынок выбрасывается продукция все более низкого качества. Предприниматели, специализирующиеся на выпуске массовой кинопродукции, стремятся воздействовать на худшие инстинкты зрителя, угождать его низменным вкусам, щекотать нервы.
В 1966 году при министерстве просвещения было создано «Бюро по делам культуры», в 1968 году преобразовано в самостоятельное «Управление по делам культуры». Одна из важнейших задач Управления — сохранение традиционных видов японского искусства, их пропаганда среди населения и воспитание нового поколения художников и артистов, работающих в этих жанрах. В области театрального искусства важную роль в проведении официальной политики играет государственный театр «Кокурицо гэ-кидзе».
Управление по делам культуры взяло на себя руководство также таким крупным мероприятием в области культуры; как ежегодно проводимый в Японии фестиваль искусств.
Управление по делам культуры провело ряд мероприятий для унификации методов осуществления культурной политики и на местах. Начали приниматься меры для централизованной подготовки кадров актеров, певцов, танцовщиков и т.д.
В настоящее время правящие круги все настойчивее осуществляют мероприятия, имеющие целью возрождение националистических тенденций в области культуры. В этом смысле наиболее характерно широкое празднование столетия «революции Мэйдэи». Все юбилейные культурные мероприятия были направлены на то, чтобы подчеркнуть «исключительность» японской нации и «незыблемость» культа императора.
В области просвещения националистические тенденции ярко отразила правительственная программа «Создание желательного образа человека», которая со второй половины 60-х годов начала внедряться во все участки культурной сферы. В разделе этой программы, названном «Насущные задачи японцев».содержатся следующие положения: «Всегда помнить что мы — японцы». «Японцы должны играть существенную роль во всех делах мира, ни в коем случае не становясь гражданами мира, забывшими Японию» и т.п.
Стремление подчеркнуть «исключительность» национальной специфики японской культуры проявилось и в литературе. Появились многочисленные романы различного художественного достоинства, идеализирующие мрачные периоды истории Японии.
Особой благосклонностью критики в эти годы начинают также пользоваться произведения писателей, воспевающих японское видение мира, красоту прежних, патриархальных отношений, старых обычаев и пр.
В киноискусстве националистическая тенденция наиболее явно проявилась в увлечении созданием так называемых тямбара-эйга (самурайских фильмов).приключенческих и исторических повествований с многочисленными сценами сражений, романтизирующих фигуру самурая и культ меча, приукрашивающих феодальные времена.
Продолжением и логическим развитием этого направления в японской кинематографии стало появление кинофильмов, нацеленных на моральную реабилитацию военных преступников прошлого. Появились также фильмы, в которых наиболее крупные руководители японской военщины предстают некими героями. Отразилась эта тенденция и в театральном мире Японии.
Знаменателен тот факт, что государственные органы во все большей степени стремятся установить контроль над областью культуры.

АРХИТЕКТУРА.

Современная японская архитектура внесла заметный вклад в развитие мирового зодчества наших дней. В послевоенный период в стране развернулось крупное строительство различных общественных сооружений: концертных залов, спортивных комплексов, библиотек, деловых и торговых центров. Были созданы такие широко известные комплексы, как Музей современного искусства в Камакура (1961 г.)- архитектор Дзюндзо Сакакура, Библиотека и концертный зал в Иокогама (1955 Г.)- архитектор Кунио Маэкава., ансамбль Парка Мира в Хиросиме ( 1952г.) -архитектор Кэндзо Тангэ.
В 60-х годах была принята программа культурного строительства, согласно которой каждый город с населением более 100 тыс. жителей должен был располагать своим «культурным центром».
Значительные изменения в облик японских городов внесло развернувшееся в б0-х годах строительство высотных скоростных автомагистралей на опорах, вызванное катастрофической перегрузкой транспортной сети.
В конце б0-х годов благодаря применению новых строительных материалов и разработке достаточно надежных конструкций удалось превзойти прежний лимит высоты застройки. Самым высоким зданием в настоящее время является «Саншайн» (60 этажей).
Однако художественные достоинства и значительность работ японских зодчих не могут компенсировать отсутствия общей программы градостроительства в Японии. Застройка городов ведется бессистемно. Почти неразрешимой в условиях частной собственности на землю остается проблема жилищного строительства.

ДОМА ИЗ БАМБУКА И БУМАГИ.


Своеобразием продолжает отличаться материальная культура японского народа, в которой, несмотря на многочисленные инновации, традиционная основа остается доминирующим началом. Рядом с гигантскими небоскребами, сложнейшими переплетениями современных автострад для скоростного транспорта, в системе колоссальных мегаполисов с их многомиллионным населением продолжает жить традиционная культура японского народа.
Что касается традиционного японского жилища, то оно, как говорят сами японцы, создается из бамбука и бумаги, в традиционных домах сегодня живет население сельских районов. Во многих префектурных и уездных городах традиционная застройка по-прежнему занимает значительное место. Еще недавно считалось, что иметь свой дом, построенный по традиционным канонам, — мечта каждого горожанина. Сегодня эта мечта вследствие высокой стоимости земли становится почти безнадежной.
Японское традиционное жилище — это низкосвайный дом каркасно-столбовой конструкции, прямоугольный в плане; одноэтажное, сегодня чаще двухэтажное, строение с массивной крышей, с одной или тремя внешними раздвижными стенами. Главным в конструкции японского дома являются опорные столбы, которые устанавливаются на каменные подушки или врываются в землю. Сначала строят каркас, затем возводят крышу. Потолочные балки имеют дугообразную форму, что, как и приподнятость самого дома над землей ( на 60-70 см ), предохраняет жилище от небольших толчков землетрясений. Крыша в японском доме — в прошлом соломенная, сегодня обычно черепичная — огромна. Она защищает дом от палящих лучей солнца, от сильных потоков дождя. Обращенные к улице или к проезжей дороге стены дома — постоянные. Стены, обращенные во внутренний двор усадьбы, в сад, раздвижные. Эти внешние раздвижные стены ( амадо ) делаются из твердых деревянных пластинок. В жаркое время года амадо снимаются совсем. Перегородки, отделяющие веранду от жилых комнат, называются «седзи». Рама седэи и ее решетка делаются из дерева, а верхняя ее часть оклеивается с наружной стороны рисовой бумагой, пропускающей свет. Внутреннее жилое пространство дома делится на комнаты с помощью раздвижных стен — фусума. Деревянная рама и решетка фуоума с двух сторон оклеиваются непрозрачной плотной бумагой. Иногда в нижней части фусума бумага закрепляется бамбуковыми планками. Нередко на бумаге помещается рисунок. Часто это пейзажи, цветы и птицы, изображения гор.
Прямые линии японского дома, четкое и ясное членение внутренних помещений придают его облику особую гармонию. Графический рисунок силуэта интерьера дома усиливается сочетанием темного дерева, и белой бумаги. В этом сочетании как бы уже заложены каноны монохромной живописи тушью. Деревянные конструкции дома никогда не окрашиваются, они приобретают свой золотистый, темно-золотистый, всегда мягко светящийся, теплый оттенок — от времени, от жизни, от обращения с людьми, жившими или живущими в этом их цвет особенно ценится японцами как драгоценная патина времени.
Входя в японский дом, обязательно снимают обувь. Обувь оставляют на специальном камне, лежащим у входа. По деревянному полу веранды или комнат сегодня разрешается ступать в домашних тапочках. Но когда входишь в комнаты, пол которых покрыт татами, необходимо снять и домашнюю обувь. Татами — это щиты (маты) из прессованой рисовой соломы, обшитые циновками из травы игу-са. По краям татами закреплены специальной плотной, чаще черной (но иногда и цветной) тканью.
Мебели как таковой в японском доме почти нет, обеденные столики, несколько подушек для сидения, жаровни хибати, полочки для книг (тана) — составляют убранство японской комнаты. Предметы повседневного обихода, в том числе постельные принадлежности, убираются во встроенные шкафы, японцы сидят, отдыхают, спят, проводят свой досуг на татами. Татами содержатся в идеальной чистоте.
Эстетическим центром дома является ниша (токонома), в которой вывешиваются вертикальные свитки (гакемоно), устанавливаются цветы. Появление токонома определило развитие искусства. аранжировки цветов (икебана), а также возникновение сначала в храмах, позднее в жилищных дома:": традиции создавать и вывешивать в токонома вертикальные свитки. Сегодня японский дом невозможно себе представить без токонома. Правда, в наши дни в нише нередко устанавливаются и телевизоры. Во время календарных и семейных праздников в токонома помещают соответствующую им атрибуты и украшения. Свитки могут меняться в зависимости от времени года, от настроения хозяев дома.
Неотъемлемой частью традиционного японского дома является сад. Когда снимаются или раздвигаются наружные стены, интерьер дома образует единое целое о окружающей природой. Сад — это мир природы. Даже в городских условиях японцы стремятся создать небольшие сады около дома. Такой сад может включать каменный фонарь, дорожку, выложенную из камней, два-три куста. В саду иногда помещают сосуды со специально выращенными карликовыми деревьями ( бонсай ).
Японский дом с его раздвижными стенами и неразрывно связанный с садом, а также с прохладой татами имеет своей главной целью быть местом спасения от жары, от палящих лучей солнца. Поэтому отоплению в японском традиционном доме придается минимальное значение, и это несмотря на то, что зимой в Японии холодно.
Японский традиционный дом продолжает жить. Он оказывает известное влияние и на современную архитектуру Японии. Это, например, раздвижные и двигающиеся в пазах стены и окна, огромные проемы в стенах лестничных клеток многоэтажных билдингов, способствующие созданию в домах прохлады.
В Японии вообще не было каменной архитектуры, только стены и цоколи возводились из камня. Любой дворец отличался от крестьянского дома площадью, числом помещений, качеством художественной отделки деталей, но сами эти основные детали, элементы здания, принципы и пропорции его построения были те же.
Дороговизна земельных участков заставляет не только, невзирая на высокую сейсмичность, наращивать этажность строительства, но и использовать в два, три и более яруса подземное пространство — под землей размещаются не только метро, переходы и транспортные развязки, гаражи и склады, но и целые кварталы торговых комплексов.

ЗАВТРАК ИЗ ХРИЗАНТЕМ

Японцы говорят, что их кухня иностранцам либо не нравится, и тогда уж не нравится так активно, что ничего японского в рот не возьмут, либо, наоборот, очень нравится, и тогда уж они ее предпочитают всем другим. Самим же японцам больше всего нравится разнообразие, и поэтому в японских городах можно найти рестораны итальянской, французской, немецкой, американской, индийской и, конечно же, всех вариантов китайской и корейской кухни. Но за границей японцы быстро начинают тосковать по своим самым простым блюдам, к числу которых относится прежде всего гохан — белый комковато-рассыпчатый рис, сваренный без соли, без масла, вообще без добавок. Едят его на завтрак, на обед и на ужин. Однако к пресному рису обязательно прилагаются блюда-закуски интенсивного вкуса — сладко-кислые, остро-соленые, солено-сладкие, и уж их разнообразию нет конца. Как и в Китае, в Японии пища разделяется на основную и дополнительную. Хлеба японцы раньше вообще не ели, а сейчас едят немало, в основном в виде бутербродов (сэндвичей), но это еда второсортная, когда нет возможности поесть риса. Современная поговорка гласит, что плохая жена утром мужа кормит чаем о бутербродами, а хорошая не поленится встать на полчасика пораньше и приготовить горячего риса.
Японцы употребляют довольно мало мяса, оно для них все-таки еще остается определенной роскошью, очень мало потребляют и жиров. Молочных продуктов в старину не знали вовсе, сейчас употребляют и сыр, и масло, и йогурт, но тоже немного. Так что до сих пор можно оказать, что пища японцев состоит из трех компонентов: рис, овощи и рыба.
Овощи в Японии всевозможные, и не только известные в Европе, но и о которых европейцы понятия даже не имеют (соцветия сурепки, корневища лотоса, оиоо, пряные листья периллы). Однако самый важный овощ — это редька, которую едят сырую, тертую, соленую, квашеную.
Рыбы насчитывается множество видов. Сюда относится не только собственно рыба, но и прочие морские продукты — моллюски любых форм и размеров, ракообразные от крошечных креветок до гигантских крабов, трепанги, морские ежи (едят их икру), даже медузы (их сушат, затем строгают и отваривают). Форм приготовления овощей и рыбы тоже множество: их солят, квасят, сушат, вялят, маринуют, засахаривают в карамели (рыбу тоже), тушат, варят, парят, жарят, запекают в тесте или в кляре и обрабатывают еще многими другими мудреными способами. Японцы охотнее всего едят сырые, натуральные и свежие продукты, лишь макая их в соленый соус или острую приправу. Так едят не только овощи, но и рыбу, моллюсков, лангустов, кальмаров, осьминогов.
Большинство японских супов делаются на основе отвара из овощей, рыбы или сушеной рыбной стружки. В супы кладут кусочки листовых и корневых овощей, разные грибы, мелких грибов и другие компоненты.
Фрукты в основном едят в свежем виде. Сладости делают из рисового или бобового теста, масличных семян, желатина.
Основной напиток японцев — это, конечно, чай. Японцы пьют в ходе японской трапезы зеленый чай, а с сэндвичами и европейскими кондитерскими изделиями — обычный красный. Японская рисовая водка сакэ некрепкая, около 1 – 6о алкоголя, пьется обычно подогретой. В новейшее время самым популярным напитком стало пиво.
Особенность японской кухни в том, что в ней, даже в самой обычной домашней трапезе, не говоря уже о банкетной, много внимания уделяется тому, как выглядит накрытый стол и каждое отдельное блюдо. Посуда; чашки, пиалы, тарелки, блюдечки бывают самых разных форм — круглые, квадратные, многоугольные, фигурные. Их стараются подобрать так, чтобы они гармонично контрастировали бы по цвету с подаваемым блюдом. Само блюдо оформляют — нарезают, раскладывают по определенным художественным правилам. Так что хорошо накрытый японский стол — это прекрасный натюрморт, настоящее произведение искусства.
А как же хризантемы? Они идут в пищу, но особой эстетической роли не играют. Есть несколько сортов хризантем, разводимых как листовой овощ ради съедобных молодых листьев и мелких, мало примечательных цветочков. Нарезав, из них делают салат, заправленный уксусом.

Как привлечь внимание человека, сидящего радом с тобой в самолете:
1. достань свой ноутбук из сумки;
2. открой его медленно и спокойно;
3. включи его;
4. убедись, что этот придурок смотрит в твой экран;
5. запусти твой любимый поисковик;
6. закрой глаза и подними голову к небу;
7. глубоко вдохни и нажми на эту ссылку www.thecleverest.com/countdown.swf
8. посмотри на лицо твоего соседа)

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству