Часто в различного рода диспутах верующие, пытаясь доказать существование бога, ссылаются на примеры трагических судеб известных атеистов и борцов с религией — дескать, Творец безжалостно и неумолимо карает всех богохульников, рискнувших замахнуться на самое святое, что есть у человечества. Довольно слабый аргумент, который не выдерживает никакой критики. Давайте проследим судьбы известных атеистов и просто тех, кто посвятил свою жизнь борьбе с религиозными предрассудками. Дэвид Юм — шотландский и английский философ, историк, экономист. Современники называли его атеистом, хотя более правильно было бы считать его просто неверующим. Впрочем, для церкви неверующий — то же самое, что и атеист. Прожил шотландский философ 65 лет (1711-1776).
Поль Анри Гольбах — философ, писатель, энциклопедист, просветитель, атеист и иностранный почетный член Петербургской Академии наук. Внес огромный вклад в пропаганду атеистических идей. Написал целый ряд работ, разоблачающих сущность религии, критикующих христианские догмы — «Разоблаченное христианство», «Галерея святых», «Карманное богословие», «Священная зараза» и др. (из-за церковных гонений вынужден был публиковать свои произведения анонимно). Имел обширные познания во многих областях наук, обладал энциклопедической ученостью, редким трудолюбием, самостоятельностью суждений и исключительной честностью, что не раз было отмечено в воспоминаниях современников. Основным философским произведением считается «Система природы», которую критики шутливо назвали Библией материалистов. Умер 21 июня 1789 г. в возрасте 66 лет.
Мари Франсуа Аруэ (он же Вольтер) — французский писатель, философ, историк, самый ужасный кошмар католических попов. Симпатизировал скорее идеям деизма, чем атеизма («Атеизм — порок некоторых умных людей, суеверие — порок глупцов»). В «Философском словаре» он писал: «Христианская религия стоила человечеству более семнадцати миллионов жизней, если считать по одному миллиону в столетие — как тех, кто погиб от рук палачей правосудия, так и тех, кто умер от рук других, наемных палачей, построенных в боевом порядке,— и все это во имя благополучия ближних своих и вещей божественной славы». Борьба с клерикалами и суеверием не помешала Вольтеру прожить 84 года (1694-1778). Вряд ли его судьбу можно назвать трагической, писатель пользовался огромным авторитетом (современники окрестили его «фернейским патриархом»), до конца жизни жил в роскоши и славе. Следует отметить, что очень часто можно встретить противоречивые сведения о последних днях Вольтера. Если верить телевизионной передаче «Тайны Киево-Печерской лавры», то «днем он писал памфлеты на церковь, а ночью приходил в ужас от мистического страха», «перед смертью Вольтер раскаялся и попросил похоронить его по христианскому обряду». Одни утверждают, что умирал Вольтер с криками: «О, Христос, ты победил! Я иду в ад…». Другие,— что в одиннадцать вечера писатель очнулся из полузабытья и сказал слуге: «Прощай, дорогой Морен, я умираю». Установить достоверность того или иного факта в настоящее время, увы, не представляется возможным. Не исключено, что к появлению спекуляций вокруг «смерти Вольтера » приложила свою могущественную руку церковь.
Однако известно, что в 1791 г. Конвент постановил перевести останки Вольтера в Париж и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера ». Перенос останков Вольтера в Пантеон вырос в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 году банда реакционеров выкрала останки Вольтера из Пантеона и разбросала их на месте свалки. В настоящее время прах Вольтера вновь почивает в Пантеоне. К сожалению, это единственный печальный момент в биографии великого французского мыслителя.
Бернард Шоу — ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени. Скончался в 1956 г. в возрасте 94 лет. В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы. «Тот факт, что верующий счастливее скептика практически ничем не отличается от того факта, что выпивший человек счастливее трезвого», — говорил Бернард Шоу.
Бертран Рассел — английский философ неореалист, атеист, логик, математик, общественный деятель, онователь Пагуошского движения, представитель логицизма, неопозитивизма, «нейтрального монизма». Написал ряд работ, в которых подверг критике религиозные предрассудки: «Почему я не христианин», «Наука и религия », «Кошмар богослова», «Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?», «Есть ли жизнь после смерти», «Существование бога». Рассел говорил: «Большинство людей верит в бога просто потому, что эту веру в них вдалбливали с младенческих лет, и это — главная причина», а в книге «Наука и религия » писал: «Религия вредна не столько тем, что сама вызывает жестокость,— она санкционирует ее с помощью „возвышенной“ этики и освящает своим авторитетом обычаи, пришедшие из глубины невежественных и варварских эпох.» Несмотря на это философ прожил 98 лет (1872-1970), умер 2 февраля 1970 г. от гриппа.
Казимир Лыщинский — белорусский атеист, судьбу которого действительно можно считать трагической. Да и то только потому, что он был обезглавлен и сожжен за распространение идей атеизма (1689 г.).
Стоит ли продолжать, если и так ясно, что тезис верующих о «трагической судьбе» не выдерживает никакой, даже поверхностной, критики? Однако было бы неправильно остановиться именно сейчас. Давайте обратимся к биографиям известных церковных деятелей и тех, кто считал себя верующими людьми.
Воистину трагическая судьба была у первых распространителей учения Христа.Апостола Павла просто обезглавили, аПетра приговорили к бичеванию и распятию на кресте. Андрей Первозванный также был распят. Иоанну Крестителю отрубили голову, а его различные части тела до сих пор путешествуют по различным уголкам планеты. Что может быть хуже? Евангелист Лука не менее трагически завершил свой миссионерский путь…
Святой мученик Христофор жил в III веке и пострадал около 250 года, при императоре Декии (249 — 251), он приказал бросить мученика в медный раскаленный ящик. После этого Христофору отсекли голову.
Святой мученик Ардалион принял смерть за Христа при императоре Максимиане Галерии (305 — 311), за отказ отречься от своей веры был брошен на раскаленную сковороду.
Список ранних христианских мучеников можно продолжать и продолжать, однако давайте вернемся в наши дни.
29 января 1996 г. был похищен отец Анатолий Чистоусов. Он содержался в лагере департамента государственной безопасности Ичкерии в районе села Старый Ачхой. Здесь священник РПЦ был расстрелян, приняв мученическую кончину от рук своих похитителей.
23 мая 1996 г. в чеченском плену были жестоко убиты четверо солдат российской армии: Евгений Родионов, Андрей Трусов, Александр Железнов и Игорь Яковлев. Их морили голодом, ежедневно избивали, пытали, подвешивая на дыбе. Чеченцы принуждали Евгения Родионова снять с себя крест, заставляли отречься от православной веры и принять ислам, обещая за это отпустить его на свободу. Солдат отказался. Чеченские бандиты жестоко убили Евгения и его товарищей: двоих застрелили, а Евгению и еще одному солдату отрезали голову.
Тело 40-летнего отца Германа (в миру Вячеслав Хапугин) было найдено 26 июля 2005 г. в келье монастыря Давыдова пустынь. Руки священника были связаны, а смерть наступила от черепно-мозговой травмы, нанесенной тяжелым предметом. На теле игумена криминалисты обнаружили следы пыток. В келье были разбросаны вещи и вскрыт сейф. По одной из версий, убийство совершил либо кто-то из послушников, или человек, хорошо знавший уклад монастырской жизни.
18 апреля 2007 г. в г. Малатья были жестоко убиты трое христиан -Некати Аюдин, Угур Юксел, Тильман Эккарт Геске. Они были найдены в здании издательства привязанными к креслам. У каждого было перерезано горло и нанесено множество ран.
Список можно продолжать, но надо ли? Из написанного выше видим, что глубоко верующие люди умирали гораздо страшнее и мучительнее, чем самые ярые безбожники. Так что аргумент о «трагической судьбе» атеистов, которых карает добрый и справедливый Творец,— это очередная невменяемая попытка верующих защитить свою религию. |