Доклад: Духовная жизнь в зо-е годы

Духовная жизнь в 30-е годы

Выполнил: Астафьева Дарья 9 «Б»

14.02.2011


Тридцатые годы, начало сороковых. Это замечательный период для всего музыкального мира, а особенно — для мира кино, мюзиклов и джаза.

Польский фокстрот, получивший большую популярность в СССР в исполнении Леонида Утесова. Написан в 1931 году Фанни Гордон (в будущем — Фаиной Квятковской), проживавшей тогда в Польше уроженкой Ялты, для варшавского кабаре «Морское око» на слова владельца кабаре Анджея Власта. По предложению немецкой фирмы «Полидор» Фанни Гордон написала к песне также русский текст для записи на пластинку, которая в 1933 году поступила в продажу в Риге.

В том же году с рижской пластинки заимствована Утесовым и в феврале 1934 записана им в Москве без указания авторства Гордон (вообще без указания автора). В те дни в Москве шло создание Фабрики звукозаписи, и «У самовара» стало первой советской пластинкой нормального качества звучания. Еще одна песня того же периода – «У окошка» на мотив «Мурки». Эти песенки завершили хулиганско-мещанскую тематику раннего Утесова («С одесского кичмана», «Гоп-со-смыком», «Бублики»). Дальше был фильм «Веселые ребята» (1934) и уже совершенно новые песни.

… В 1933-ем благодаря Уолту Диснею Микки Маус обрел себе компанию, да еще и поющую.Более того, то, что они распевали, стало народным гимном времен Депрессии: «Нам не страшен серый волк!» Из песенки в мультфильме «Три поросенка» (1933) американского мультипликатора и продюсера Уолта Диснея. Слова и музыка Фрэнка Черчилля (1901 — 1942) и Энн Роунел.

Парк Чаир — достопримечательность Ялты, очаровательный уголок Крыма с его субтропическими растениями: кипарисами, пальмами, магнолиями, гортензиями, олеандрами. Трудно сегодня себе представить, что еще совсем недавно, каких-нибудь сто лет назад, парк Чаир очаровывал туристов красотой своего розария, высаженного еще в девятнадцатом веке на Крымском побережье.

После присоединения полуострова к России, его заселения и обустройства началось строительство дворцов — Алупкинского светлейшего князя М.С. Воронцова, князя Ф.Ф. Юсупова, Ливадийского дворца, в котором в 1945 году проходила историческая Ялтинская конференция глав правительств трех великих держав, а также усадьбы «Чаир» — гордости великого князя Николая Николаевича Романова и его супруги Анастасии Николаевны.

Эти дворцовые сооружения, возведенные по проекту архитектора Н.П. Краснова, поражали воображение современников своей изысканностью и красотой.

А при дворцах разбивались парки — чудо природы и волшебного полета фантазии их создателей. Один из них — парк Чаир, детище садовых дел мастера А.Ф. Новичкова. Две тысячи кустов роз цвели в этом парке круглый год. Лучшие сорта этого удивительного цветка привозили из разных стран мира. Аромат, источаемый розами, опьянял сердца людей.

Здесь рождалась любовь, парк Чаир будил поэтическое воображение, вдохновлял поэтов и писателей, художников и композиторов на создание поэм, художественных полотен, песен и романсов.

Одним из тех, кто посвятил парку Чаир свое произведение, был поэт Павел Арский. Участник штурма Зимнего дворца в 1917 году, он много писал о революции. Но время не сохранило его «шедевры». И только стихотворение «В парке Чаир» через двадцать лет после его создания привлекло внимание композитора К.Я. Листова, и он сочинил удивительный, ставший вскоре легендарным романс. (К слову, это была не первая встреча К. Листова с поэзией П. Арского — в 1923 году на его стихи Константин Листов сочинил «Песню о молоте».)

«В парке Чаир» — в этом замечательном романсе есть что-то трогательное, целомудренное, сугубо личное для каждого. И в этом притягательная сила светлой, лиричной мелодии К.Я. Листова.

В основе сюжета романса — воспоминания моряка, ушедшего в далекое северное плавание. Среди тысяч кустов распустившихся роз и цветущего миндаля снятся ему золотистые косы любимой и улыбка, которую он не может забыть, солнце и море, весна и любовь. Но это только сон, видение, мираж.

Время появления романса было удивительно подходящим, для того чтобы его услышали и полюбили. Шел 1939 год. Казалось, остались в прошлом аресты, тюрьмы, лагеря, расстрелы. Тем, кто выжил, хотелось радоваться жизни, любить и быть счастливыми. Скромная танцевальная мелодия «В парке Чаир» звучала повсюду — из открытых окон домов, на танцплощадках, в парках, по радио.

Популярность романса оказалась фантастической. Этому способствовал его первый исполнитель, выдающийся эстрадный певец одессит Аркадий Погодин, чья артистическая карьера начиналась в Одессе в 20-е годы. В Москве Погодин исполнял куплеты, выступал в скетчах и одноактных спектаклях вместе с очаровательной женой, актрисой Театра сатиры Ольгой Аросевой.

В этом же театре Погодин познакомился с Листовым. Симпатизируя земляку, К. Листов предложил А. Погодину исполнить романс «В парке Чаир» в сопровождении эстрадного оркестра под управлением С. Халаджиева. Успех превзошел все ожидания. Имя певца стало еще более популярным. На I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1939 году А. Погодин завоевал звание лауреата. Это открыло ему широкую дорогу концертной деятельности по всей стране. Романс «В парке Чаир» постоянно присутствовал в репертуаре артиста.

Сегодня романс «В парке Чаир» помнят люди старшего поколения. В годы его появления они были молоды, жизнерадостны, вдохновлялись лозунгами и призывами, давали пятилетку в четыре года, строили Беломорско-Балтийский канал и Днепрогэс и верили, что «любимый город может спать спокойно». А когда началась Великая Отечественная война, этот романс наряду с другими песнями часто звучал в холодных землянках, согревая сердца солдат воспоминаниями о недавней мирной жизни.

30-ые — 40-ые годы — это еще и ТАНГО. Мир по-настоящему увлекся танго. Танго «бушевало» в Европе. И танго появилось в России.

Я говорю об Оскаре Строке.

Оскар Давыдович Строк родился 18 января 1892 года в г. Динабурге (ныне Даугавпис). Свои первые романсы он сочинил, когда ему было лишь 10 лет. Когда ему было двенадцать, Петербургское нотное издательство уже выпустило ноты двух его романсов: тогда он уже учился в Петербургской консерватории по классу фортепиано и работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Его произведения быстро стали входить в репертуар различных оркестров и вокалистов. К тому же он был замечательным пианистом. Ему приходилось аккомпанировать на концертах многим звездам эстрады, в частности выдающейся певице Надежде Плевицкой.

Почти вся сознательная жизнь композитора была связана с Ригой, куда он переехал из Петербурга в тридцатилетнем возрасте в 1923 году. Именно отсюда разошлась по всему миру и стала невероятно популярной написанная Строком музыка, именно здесь его многочисленные почитатели провозгласили его «королем танго».

В молодости Оскар Строк ведет весьма широкий и беспорядочный образ жизни. Женщины, званые вечера, рулетка, карты, бега начисто съедают львиную долю его весьма приличных по тем временам доходов от сочинения музыки. Чтобы поправить дела, Строк начинает заниматься бизнесом (в частности, в тридцатые годы он открывает свой ресторан, в котором его песни исполняются такими мастерами, как Петр Лещенко и Константин Сокольский, который впоследствии становится первым исполнителем почти всех произведений, написанных Оскаром Строком), но все его многочисленные попытки разбогатеть кончаются крахом.

Разочарованный и опустошенный, он отказывается от вредных привычек, понемногу остепеняется, заводит семью и детей. Он много и упорно работает. По счастью, установленная в Латвии с помощью грубой силы Советская власть, не предъявляет композитору никаких претензий, и он успешно продолжает сочинять и концертировать. Всю свою жизнь Оскар Давыдович отдает искусству, он проявляет себя в самых различных жанрах: пишет фантазии, сюиты, увертюры, вальсы, песни и романсы. Он является автором более 300 танго. Он сделал с танго то, что его гениальный соплеменник Имре Кальман сделал с опереттой. Превратил салонный, несколько жеманный и манерный танец в воистину всенародный. Такие его музыкальные бестселлеры, как «О, эти черные глаза...», «Скажите, почему?», «Последнее танго» и «Утомленные солнцем» по мнению многочисленных экспертов вошли в список лучших танго за всю историю его существования.

Во время войны, находясь в составе в составе фронтовых концертных бригад действующей армии, он создал множество патриотических песен (среди которых — «Мы победим», «Фронтовой шофер»). В эти военные годы были у Оскара Строка и совместные гастроли с Клавдией Шульженко. Он выступал как композитор, солист и аккомпаниатор.

После войны легкая музыка оказывается под запретом, а Оскар Строк остается не у дел. Ему, участнику войны, автору свыше трехсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира, не позволяют вступить в союз Советских композиторов, посчитав его музыку безыдейной, вредной для слуха строителей нового общества. Советская власть не уничтожила его, не изолировала от общества, но она погубила в расцвете сил кипучую творческую натуру, принудив ее к вынужденному бездействию. Лишь в начале 60-х годов к нему вновь возвращается популярность. Его мелодии все чаще и чаще звучат в эфире. Пластинки с его произведениями выходят многотысячными тиражами и мгновенно раскупаются. Но как композитор, Строк закончился. Он еще пытается писать какие-то пьесы, вальсы, интродукции, но они не идут ни в какое сравнение с теми шедеврами, которые он создал в период своего озарения.

Прекрасный пианист и композитор, «король танго», Оскар Давыдович Строк ушел из жизни 22 июня 1975 года. Но пресса не сообщила об этом. На похоронах были только его близкие друзья. К.Т. Сокольский рассказывал: «Была полная тишина. Ни официальных речей, ни телеграмм соболезнования. И вдруг, словно тонким серебристым ручейком полилась мелодия — зазвучали „Черные глаза“. Это заиграл на скрипке Павел Муллер. Потом скрипка на мгновение умолкла. И вновь запела — »Спи мое бедное сердце". Слезы выступили из глаз у провожавших в последний путь своего друга..."

В эти годы рождается уникальный человек Марек Вебер. Оркестр Марека Вебера — один из лучших оркестров так называемой «золотой эры» танцевальной музыки.

Марек Вебер, виртуозный скрипач, выдающийся шоумен, блестящий дирижер во главе созданного им коллектива.

Марек Вебер родился в австрийском городе Лемберге. Мы знаем этот город как Львов. Но много веков он назывался Лемберг, потому что находился на территории Австро-Венгрии. Марек Вебер родился 4 ноября 1892 года, и с ранних лет скрипка настолько увлекла его, что ничем кроме музыки мальчик не мог заниматься. Сценический дебют Марека состоялся необычайно рано. В 12 лет он выступил на сцене в Черновцах. Успех скрипача-вундеркинда настолько окрылил дирекцию варьете, что ему тут же предложили гастрольный контракт на год. Вопреки воле отца, который мечтал, чтобы его сын получил медицинское образование, юный музыкант бежит из дома, но в скором времени возвращается. Отец признал за сыном право стать музыкантом. И однажды Европа услышала его оркестр. «Как замечательно звучит скрипка самого Марека Вебера! Говорили, что он играет на Страдивари», — рассказывает ведущий программы.

Самая знаменитая запись оркестра Марека Вебера — пасодобль «Рио-Рита». В начале 30-х годов появился на американских экранах фильм «Рио-Рита». И вот пасодобль из этой картины кто только не исполнял, самые различные оркестры. Можно отдавать предпочтение одному или другому коллективу, но Марек Вебер наиболее точно передал в своей записи характер этой музыки. В ней чувствуется испанский темперамент, и она блистательно сыграна.

В современной литературе вновь и вновь возникает тема коллективизации. Внимание писателей приковывают к себе события, связанные с так называемым “великим переломом”. Казалось бы, это время ярко запечатлено в ряде произведений, написанных по горячим следам событий, и прежде всего в “Поднятой целине” М. Шолохова. Однако события далеких лет представляются сейчас уже в другом свете и могут быть осмыслены заново. К этому есть достаточно оснований.

Роман Бориса Можаева раскрывает широкую картину жизни села в конце двадцатых и в первой половине тридцатых годов. В романе сталкиваются, с одной стороны, политические авантюристы, карьеристы, самоуправцы, действующие в нарушение каких бы то ни было законов, способные только командовать крестьянами, с другой — крестьяне-середняки, сопротивляющиеся самоуправству, разорению их хозяйства. На них обрушивается многое: “твердые задания” по сдаче хлеба, индивидуальное обложение по первому и второму кругу, конфискация и распродажа имущества, выселение середняков из домов и отправка на поселение, превращение церкви в ссыпной пункт и прочее. Ломается уклад сельской жизни с ее давними традициями, устойчивый мир связей и отношений, издавна существовавший в крестьянской общине, нагнетается атмосфера вражды между односельчанами. В конечном счете все это приводит к взрыву негодования, к кровавым столкновениям и жертвам. Драматизм борьбы, накал ее таков, что перед нами народная трагедия.

А. Рыбаков в романе “Дети Арбата” сосредоточил внимание на одном из самых острых моментов в политической жизни страны — на событиях 1932—1934 годов. В романе убедительно доказано, что там, где власть в руках бюрократов, где цифры, бумажки и циркуляры выдвинуты на первый план, а живой человек отодвинут на второй,— люди перестают жить нормально, потому что происходит самое страшное — обесценивание человеческой жизни. Обстановка превратила человека в слепого исполнителя, не рассуждающего, безынициативного. Зачем думать, если за всех думает и решает Сталин? А. Рыбаков постоянно подчеркивает сущность Сталина, он видит в нем жестокого, влюбленного в себя и в свою власть правителя, не допускающего, чтобы люди имели свое мнение. Сталин, каким он изображен в романе, вполне оправдывает свои характеристики “великий и гениальный”. Это был действительно великий талант разделять и властвовать. Сталин создал в стране свой режим, подавляющий в человеке все человеческое.

В конце 1930-х гг. один из самых талантливых русских писателей советского времени Булгаков напряженно работал над главной своей книгой романом «Мастер и Маргарита», которому он отдал 11 лет жизни с 1929 по 1940. В этой книге Булгаков всю силу своего таланта вложил в беспощадно сатирическое изображение картины современной ему жизни, которая композиционно искусно переплеталась с вечными библейскими сюжетами.

На культурном пространстве постсоветской России правит бал «массовая культура». И с её помощью во многом осуществляется реформирование экономики, политической системы, социальной сферы. Почему же она обладает такими большими средствами психологического и идеологического воздействия? Попытаемся ответить на этот вопрос. Начнем с того, что сам термин «массовая культура»' появился в американской печати на исходе тридцатых годов минувшего века. А со второй половины 40-х термин этот быстро снискал себе известность и стал общепринятым, прежде всего в социологии, а затем в культурологии.

В соответствующей литературе существует самое различное толкова­ние термина «массовая культура». Но если из всего сказанного выделить главные черты, то «массовую культуру» можно определить как совокупность потребительских материальных и духовных ценностей, представляемых в распоряжение широкой публики, прежде всего при помощи средств массовой коммуникации, в условиях технической цивилизации и рыночных отношений. Одной из доминант массовой культуры является то, что она сознательно ориентирует распространяемые ее ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.

Возьмем, например, такой атрибут массовой материальной культуры как джинсы. Практически весь мир ходит в джинсах — дети и старики, мужчины и женщины, японцы, итальянцы, шведы, африканцы, католики и иудеи, рабочие, крестьяне, буржуа, аристократы и т.д. Люди совершенно разные по возрасту, этнической принадлежности, вероисповедания, профессии, а вот Америка всех одела в одни и те же штаны, которые впервые были пошиты из мешковины неким клондайским золотоискателем во время «золотой лихорадки» на Аляске в конце XIX века, а затем стали популярны во всем мире. А почему? Потому что джинсы удобны людям всех возрастов и наций — они универсальны (их можно носить и на работе, и на отдыхе, и летом, и весной и другие времена года).

Считается, что главным каналом распространения массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники и информации: книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, ТV, видео и аудиозаписи, компьютер. Конечно, массовая культура связана со средствами массовой информации, однако ее взаимоотношение с ними более сложно и противоречиво, чем на первый взгляд. Отнюдь не все, что передается по началам СМИ можно включить в «массовую культуру». С другой стороны, продукция массовой культуры находит свое распространение и за пределами СМИ. Поэтому не совсем верно считать массовую культуру лишь порождением «технического века». Она существовала и в иных формах на разных стадиях развития человечества. Ещё в Древнем Риме, где умиротворение масс шло под лозунгом «Хлеба и зрелищ», были одни зрелища у патрициев, другие — у плебеев. Но конечно, полный расцвет массовая культура получила именно в массовом индустриальном обществе.

Совершенно очевидно, что техническая революция, под знаком которой прошел практически весь XX век, и которая способствовала широкому внедрению достижений науки и техники в сферу производства и быта, ко­ренным образом изменило формы функционирования культуры. С другой стороны, массовая культура не выступает от имени какой-либо официальной или общественной организации. Её эффект исходит как бы от безличного неопределенного источника. В её системе отсутствует явно выраженный носитель пропагандируемых ею идей и ценностей. Массовая культура являет собою «пропаганду без пропагандиста''. Она не отождествляет себя с каким-либо идейным движением или духовным течением и предпочитает действовать анонимно, не связывая себя открыто с определенной идеологической доктриной. Проповедуемые массовой культурой ценности преподносятся, как освященные авторитетом общественного мнения у как нормы, которым должен следовать член общества, если он хочет жить в согласии в другими людьми, быть „не хуже других“.

»Массовая культура" в основном строится на ценностях денег, эгоистическом интересе, а отсюда и соответствующее влияние, которое она оказывает на массовое сознание. Подобное сознание формирует знания, представления, нормы, ценности, разделяемые той или иной совокупностью индивидов, выработанных в процессе их общения между собой и совместного восприятия социальной информации. Определен­ная ценностная ориентация определяет и модели социального поведения.

Пути духовного возрождения России. Несмотря на все сложности и трудности наша отечественная культура функционирует, в целом не теряя своей идентичности. И возможностей для поиска и «маневров» культуры не так уж мало.

К числу позитивных изменений в культурной жизни постсоветской России можно отнести появление большого количества периодических из­даний — газет и журналов, — а также большой выбор различной литературы. По количеству изданий (названию книг), которые выпускаются за год сейчас, Россия опередила все 15 республик Советского Союза вместе взятых. Конечно, среди этого изобилия встречаются книги, имя которым макулатура (лат. — бездарная, низкопробная литература, не имеющая боль­шой ценности). Но в большинстве случаев — это литература практически по всем отраслям знания, хорошего содержания и в хорошем полиграфическом исполнении.

Культура последних лет расширяется вширь. Обогащается спектр культурных начинания за счет развития различного рода общественных объеди­нений, движений, клубов, ассоциаций. Стал богаче культурный обмен с другими странами, исчезает чувство культурной изоляции. Создаются новые радиостанции. В общественные галереи, музеи, многие из которых появились за последние годы, а также на выставки возвращают художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Организуются новые оркестры, в том числе и симфонические, открываются новые театры. Вспомним в связи с этим, какое место в культурной жизни российского общества всегда занимало искусство театра. И в перестроечное время театр выполняет возложенную на него миссию. Он остается в авангарде общественной мысли, помогает своими средствами формировать гражданское согласие.

После периода практически полного развала отечественной системы кинопроизводства и кинопроката, когда по стране сотнями закрывались кинотеатры, и в этой области культуры сейчас наметился определенный подъем. Создается все больше фильмов, которые уже могут составить конкуренцию голливудской продукции и которые востребованы зрителем, ибо ему уже порядком поднадоел иностранный антураж на экране. Отечественное кино продолжает выполнять несколько основных функций: ознакомительную, воспитательную, критическую.

Духовная жизнь современного российского общества стала значительно богаче благодаря возвращения религии (ценностей религиозной культуры). Возвращение религиозности связана с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом общественного развития, таких как отчуждение от природы, утратой связи с традициями, моральная деграда­ция и т.д. Однако уровень религиозности, т.е. искренняя вера, довольно невысок, что отражает лишь внешнее и часто формальное признание ре­лигиозных ценностей.

Перспективы духовного культурного роста (развития) во многом зависят от результатов реформирования страны. Но не только. Важную роль здесь должна играть какая-то общая объединяющая идея (идеология). Однако национальная идея только тогда будет «работающей», когда ее поддержит большинство народа. Иначе получится как в изречении известного поэта-сатирика: «возглавляя партии и классы, лидеры вовек не брали в толк, что идея, брошенная в массы, это девка, брошенная в полк». Понятно, что организация любого общества, его стабильность, благосос­тояние народа, перспективы, которые открываются людям, тесно связаны со всей историей культуры этого народа. И у каждого народа, у каждой страны свой особый путь.

Заключая разговор об отечественной духовной культуре, оглянемся назад, в многострадальную историю этой культуры. Какие только страшные события не происходили в нашем Отечестве: войны, революции, бунты, завинчивание цензурных гаек, гражданская война, террор, — все эти ужасные, с точки зрения гуманизма, времена имели ведь культурные плоды и подчас незаурядные. Более того, в России существует парадоксальное явление — чем страшнее и сложнее жизнь, тем больше появляется подлинных шедевров культуры. Поистине, в русской культуре, как в классической механике, действие равно противодействию. Так что, пока жив русский человек с ним всегда будет его культура.

еще рефераты
Еще работы по истории